Краков для автомобилистов

Въезд в Польшу
Польские дороги
Правила дорожного движения
Беседы с полицией
Бензоколонки (газовые заправки)
На улицах города
Особенности движения в центре города
Отношение к пешеходам


Въезд в Польшу

Площадь Матейки    Польша не предъявляет каких-то особых, отличных от других стран, требований к въездным документам.
    Если вы едете транзитом, а это 48 часов, то вообще никаких польских разрешений для въезда не требуется. Только тогда нужно доказать пограничникам, что это транзит. В качестве доказательства подойдет виза любой другой страны, расположенной по ходу следования за Польшей. Если вы уже путешествовали подобным образом, то хорошим доказательством служат печати в паспорте на аналогичный маршрут, пройденный ранее.
    Срок транзита можно продлить в польском МИДе, если, например, ваша машина сломалась.
    Замечу также, что по отзывам автомобилистов, пропускной пункт в Гродно лучше, чем в Бресте.
    И напомню, что на границе работают нормальные люди, и за взятку можно сделать все, что угодно, и разрешить любые конфликты. Так что имейте с собой на всякий случай мелкие доллары.

Польские дороги

    Можно долго рассуждать о качестве дорожного покрытия в Польше, сравнивая его с развитыми европейскими странами и с нашим. На отдельных дорогах местного значения оно действительно оставляет желать лучшего, но в целом - очень приличного качества.
    Что сразу бросается в глаза после наших трасс - на каждой дороге обязательно нанесена разметка.

    Дороги местного значения всегда узкие - по одному ряду в каждую сторону. Разметка разрешает поочередно обгон то в одну, то в другую сторону.
    Большие фуры, едущие, разумеется, не так быстро как вы, стараются прижаться к обочине, что бы дать возможность другим себя обогнать. И хотя все равно приходится выезжать на встречную полосу, фура прижимаясь открывает обзор для водителя едущего сзади.
    Поскольку ряд всего один, а движение весьма оживленное, то дистанция между машинами даже на большой скорости составляет всего один-два метра.
    Ширина обочины, так же обозначенной белой полосой, составляет обычно всего 1/2 ширины автомобиля, так что для обгона её использовать невозможно.
    Поскольку обгоны с выездом на встречную полосу здесь довольно часты, а промежутки в движении не слишком большие, встречные водители с пониманием относятся к обгоняющим, и не идут "на таран". Стараются наоборот, сбросить скорость, а не давить на газ и сигналить при этом всем, чем только можно, как это иногда случается у нас.
    И все же при плотном потоке часто бывает так, что нет никакой возможности для обгона, и тогда остается лишь уныло тащиться за каким-нибудь тихоходом. Не забывайте об этом рассчитывая время в пути.

    На крупных шоссе обычно имеется по 2 полосы в каждую сторону, и разделительная полоса в виде газона. Ширина каждого ряда - полторы ширины машины. Даже у широких TIR'ов еще остается определенный запас.
    И, конечно, машина, едущая относительно медленно, после обгона обязательно вернется на правый ряд.
    Если трасса проходит через крупный город, то уж точно не через его центр, а потому вы практически не задерживаетесь на светофорах. Например, на транзитной трассе проходящей через Ченстохову в самом городе вам встретится всего два светофора.
    Наиболее загружены трассы, разумеется, в выходные дни, когда люди едут за город, или возвращаются домой. Особенно ощутимо это в начале и в конце лета.
    "Черный день" для автомобилистов - 1 ноября, когда в Польше отмечается День умерших (или День всех святых). В этот день принято посещать все могилы родственников, а находиться они могут и в других городах. Поэтому можете себе представить, что творится на дорогах. Согласно официальной статистике именно на этот день приходится больше всего автомобильных аварий. Так что 1 ноября в Польше лучше вообще ходить пешком.

Польский дорожный знак "конец зоны стоянки". Прямо так и написано - "конец"Правила дорожного движения

    Правила дорожного движения в Польше аналогичны российским.
    Встречные водители, как и у нас, сигналят вам фарами, если на дороге стоит инспектор с радаром; или мигают ими, прося уступить дорогу.
    Ограничения скорости в городе и за городом аналогичны нашим - 60 и 90 км/ч, на автострадах - 110 км/ч.

    Однако, есть и отличия, на незнании которых чаще всего и попадаются наши автолюбители.
    Самое главное отличие - с 1 октября до 1 марта все машины должны ездить с включёнными габаритными огнями (ближним светом).
    Довольно смешно в солнечный октябрьский день выглядит машина с включёнными фарами, но закон есть закон.

    В польских правилах есть хитрый термин "застроенная территория" ("teren zabudowany"), где действует ограничение скорости 60 км/ч. Таким образом, скорость необходимо снижать не только при въезде в город, который обозначен соответствующим знаком, а даже просто на участке дороги, вдоль которого находятся не менее трёх строений.

    Как и у нас, дети до 12 лет не могут находиться на первом сидении. Но в отличие от наших правил, для маленьких детей, которые не могут быть нормально пристёгнуты ремнями безопасности, следует купить специальное сидение для автомашины. Правила одинаковы для всех - ремни безопасности должны быть пристёгнуты.
    Хотя, интересно посмотреть на 10-летнего парня, которого усаживают в такое "малышовое" кресло. ;-)

    Стоит также отметить, что в Польше, как теперь и у нас, запрещено за рулем разговаривать по телефону.

    Местные водители активно используют жесты рук и для того, чтобы показать, что уступают дорогу, и для того, чтобы поблагодарить.
    На шоссе общепринятый у водителей сигнал благодарности - несколько миганий аварийной сигнализацией. Например, когда тихоходный грузовик прижался к обочине и тем самым пропустил вас вперед, обогнав его, мигните ему пару раз.
    При выезде на дорогу с прилегающих трасс водители обязательно остановятся, и только оглядевшись и убедившись, что никому не мешают, совершат поворот.

    Правила безопасности в Польше такие же, как и в России, потому не расслабляйтесь! Помните, что в последнее время участились случаи нападения на иностранных автомобилистов.

    С 1 января 2002 года введены некоторые изменения в правила дорожного движения.
    Кроме чисто косметических поправок, основных моментов три:
    1) Ребёнок может находиться на переднем сидении только в специальном кресле.
    2) Трамвай имеет преимущество на нерегулируемом перекрёстке.
    3) Велосипедист всегда пропускает автомобиль, кроме случая когда велосипедист уже выехал на проезжую часть, тогда автомобиль должен пропустить велосипедиста.
    Впрочем, российские автомобилисты и так знали эти правила: в России вообще запрещено сажать детей до 12 лет на переднее сидение, а трамвай имеет преимущество на нерегулируемом перекрёстке. Остаётся случай с велосипедистом, но даже не зная правил, стоит руководствоваться тем, что пешеход (велосипедист) всегда прав.

    Новые правила, наконец, ограничили некоторые "вольности" для пешеходов, так например, пешеходам запрещено переходить улицу перед движущимся автомобилем, если тот подъехал слишком близко (говоря проще - запрещено "бросаться под колёса"), а так же нельзя переходить улицу где попало, если в 100 метрах находится обозначенный пешеходный переход.
    Впрочем вас, как водителя, в случае наезда эти правила вряд ли оправдают. Так что не теряйте бдительности - от польских пешеходов можно ждать чего угодно!

Беседы с полицией

Костел Францисканов    На шоссе, особенно в воскресенье вечером, когда люди возвращаются с загородных поездок, иногда в кустах может затаиться дорожная полиция с радаром. Если вы превысили скорость - по закону вас ждет штраф в 200 zl. Однако, злые языки утверждают, что когда вы сядете к полицейскому в машину для составления протокола, то можете "убедить" его в своем раскаянии, и попросить смягчения вашей участи. Говоря проще - дать взятку. Размер взятки составляет 50 zl (а не 100, как можно было бы предположить). Что при этом говорить - каждый придумывает сам.

    Впрочем, хочу вас предостеречь от бесцеремонных попыток дать взятку. Ибо сейчас польские законы борющиеся с коррупцией сильно ужесточились. И не только берущему взятку грозит суровое наказание, достанется и тому, кто её даёт. Более того, закон карает даже того, кто призывает к даче взятки.
    Поэтому я ни в коем случае вас к этому не призываю, а просто пишу, что некоторые "злые языки" :-) советуют давать взятку очень аккуратно, предварительно убедившись в том, что полицейский готов её принять.

 Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома хотите ехать вечером. Допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,2 промилле. Однако штраф за вождение в нетрезвом виде составляет 500 zl.
    Иногда случается, что устраиваются поголовные проверки на алкоголь. Тогда полиция останавливает все машины подряд; в такой ситуации дать инспектору взятку не представляется возможным.
    Между прочим, если вы не пропустили пешехода переходящего улицу по пешеходному переходу - штраф за это нарушение составит 50 zl (12$).
    В самом Кракове наиболее типичным является нарушение правил парковки (см. раздел "Центр города").

Бензоколонки (газовые заправки)

Краков. Планты    На бензоколонках можете не искать 92-й бензин - его просто нет.
    Минимум - 95-й, при чем есть бензин как содержащий свинец, так и без него. (В чем разница - я не знаю.)
    На польских бензоколонках - самообслуживание. Это значит, что вы подъезжаете к нужной колонке и заправляете столько бензина, сколько вам нужно, естественно, поглядывая на счетчик. И только после того, как заправитесь, идете платить в кассу.
    Кстати, к вашим услугам бесплатные одноразовые полиэтиленовые перчатки, что бы случайно не запачкаться.
    Возле бензоколонок на междугородних трассах, как правило, находятся закусочные и магазинчики сопутствующих товаров.

    Цены на бензин регулярно повышаются. В 2002 году бензин Au-98 стоил примерно 3,30 zl за литр (в 2000 году - 3 zl, в 1999-м году: Au95 - 2,60 zl, Au98 - 2,90 zl, в 1998 : - Au95 - 1,80 zl, Au98- 2,00 zl, масло - 1,30 zl). Цены, как и у нас, могут отличаться в зависимости от города и трассы.

    В самом Кракове очень много станций заправки сжиженным газом, по крайней мере указатели на них встречаются не реже, чем на бензоколонки. Стоит литр газового топлива в два раза меньше, чем бензин. Поэтому здесь многие всерьез подумывают о переводе своих автомобилей на газ.

О марках автомашин

    Самая популярная иностранная марка в Польше - FIAT. На нее приходится, пожалуй, половина всех иностранных автомобилей. Это и традиционный "Малюх", который до 94 года выходил под маркой "FIAL polski 125 p", и более просторные Сейченто и Чеквеченто (как в шутку говорят поляки "Чеквеченто з дупой счентой", ("с обрезанной задницей"). Много на улицах всевозможных Киа, Дэу и Фелиций. Реже встречаются Фольцвагены и БМВ. Иногда попадаются Лады (благо российские модели я ни с чем не спутаю).
    Однако такого количества шикарных машин как у нас, а тем более джипов, здесь нет. Хотя иногда встречаются модели из последних автомобильных каталогов.

На улицах города

Знал "лежачий полицейский"    В Кракове улицы в новых районах довольно широкие и прямые, движение организовано так, что везде, где только можно, на пересечениях улиц не ставятся светофоры, а делают кольцо. Здесь это называется "rondo". Даже на перекрестках для поворотов направо иногда имеется специальный отвод, так что не приходится стоять на светофоре.
    Асфальтовое покрытие в городе - без выбоин, как кое-где у нас. Очень часто на въездах в жилые зоны на дорогах устанавливаются "лежачие полицейские". В отличие от Москвы, где они успешно маскируются и потом "приятно удивляют вас", здесь они выделяются специальной желтой разметкой, и за 10 - 20 метров от них ставится знак "лежачий полицейский" (выглядит он как "неровная дорога", только с одним горбом).

    Улицы вблизи от центра города в основном узкие, иногда нестандартной ширины - на полторы полосы. Но обычно к перекрестку из полутора рядов внезапно образуется три: налево, направо и прямо. Хорошо, если по улице ходит трамвай, тогда рядов как минимум два. Но следите за траекторией заноса трамваев, чтобы на крутых поворотах он вас не задел.
    Следите за дорожными знаками, ибо в центре города кое-где запрещён выезд на трамвайные пути. В 2000 году для этих целей стали применять даже специальный бордюр, отделяющий трамвайные пути от основной дороги.

    Движение в час пик очень оживленное, поэтому нередко в это время на улицах в центре города возникают пробки. Даже автобусы могут из-за них в это время сильно опаздывать. Но это пока касается только центра - кольца вокруг Плант, и пары кварталов от него. В остальной же части города пробок обычно не бывает.
    Несмотря на то, что улицы в старом городе, как я уже говорил, зачастую узкие и кривые, ездят здесь достаточно быстро, причем не только "горячие мужчины", но и явно бабушки. Тормоза необходимо всегда иметь в полном порядке, потому насколько быстро скорость набирается, настолько резко приходится и останавливаться.
    Водители в Кракове, в отличие от той же Варшавы, относятся друг к другу с большим уважением.

    Интересную картину пришлось мне наблюдать. Перед светофором встала машина - что-то случилось с сигнализацией: при попытке завестись автомобиль начинал визжать... И получилось так, что на двухрядной полосе водитель встал как раз посередине, т.е. преградил движение сразу на всей улице. Загорелся зеленый, но хоть бы один сигнал раздался сзади! Ни единого возгласа неудовольствия! Разумеется, чтобы его объехать, кому-то пришлось заезжать на тротуар, кому-то на встречную полосу. Я, конечно, не читаю мысли, но меня поразило насколько внешне все проходило абсолютно спокойно!
    Часто в летний период на улицах проводятся ремонтные работы, тогда преимущество отдается общественному транспорту - автобусам. Для них выделяются специальные полосы отделенные заграждениями от основной дороги. Автомобилям там ездить запрещено.

    В последние годы в центре движение становится всё оживлённее, всё больше пробок возникает в окрестностях Старого города, и всё больше маленьких улочек переходит на одностороннее движение.
    Раздолье (для обладателей хороших машин) наступает лишь во время зимних холодов, когда множество автомобилей просто не может завестись, или, оставаясь на улице, их настолько заметает, что они потом не в состоянии выехать.

Особенности движения в центре города

    Автомобильное движение в историческом центре города ограничено.
    Здесь действуют зоны A, B и C.
    Внутри Плант (его окружает центральное автомобильное кольцо) находятся зоны А и В.
    Зона "C" (Strefa Ograniczonego Postoju) - зона ограниченной парковки. Ограничения действуют в будние дни с 9:00 до 18:00. Для парковки машин в это время нужно приобрести стояночную карту (karta postojowa) в киосках "RUCH" (либо на почте).
    Зона "B" (Strefa Zamieszkania) - жилая зона. Вам, как туристу, запрещено даже въезжать в эту зону. Для въезда нужно иметь пропуск "В" либо машину с электродвигателем. Исключения делается лишь для такси и спецтранспорта с 18:00 до 10:00 и с 13:00 до 14:00.
    Зона "A" (Strefa Ruchu Pieszego) - пешеходная зона. В неё можно въезжать только постояльцам гостиниц во время вселения и не более, чем на 30 минут.

    Впрочем, на самом деле эти зоны не такие уж и большие, и если вы не разучились ходить пешком, они не доставят вам больших неудобств.
    Что касается места для парковки, то в центре, в Районе Плант найти бесплатную стоянку крайне сложно. А платных - великое множество; стоят они 2,5 - 4,5 zl в час.
    Ищите указатели "Parking".
    На колёса машины, поставленной в неположенном месте полиция может одень блокиратор. Тогда для разблокирования нужно позвонить по телефону, указанному в штрафной квитанции.
    Впрочем, в Кракове давно идут дискуссии о том, имеет ли право полиция делать этот или нет. Но всё равно - лучше не нарушать!

Вавельский королевский замок в КраковеОтношение к пешеходам

    Это невозможно понять - это нужно запомнить (как сказал герой известного анекдота про грузинскую школу).
    В польских городах главным на улице является пешеход.
    И если на регулируемом перекрестке все ясно: на красный - стоите, на зеленый - едете, то на нерегулируемых пешеходных переходах вы обязаны пропустить пешехода.
    Самое ужасное для автомобилиста в том, что пешеходы это правило знают. Никому из них и в голову не придет замедлить шаг, и подождать пока вы проедете. Исключения составляют туристы, вроде меня.
    Казалось бы, если машина едет быстро, она вполне успеет проскочить, пока пешеход надумает перейти. Но ничего подобного, водители заранее притормозят и все равно пропустят. Пешеходный переход для водителей - это свято.
    Даже если кому-то приспичит перейти даже в неположенном месте, перед ним обязательно остановятся и пропустят.
    Не забывайте об этом правиле, ибо здесь пешеходы, в отличие от нас, не бегают от машин. Именно поэтому очень много наездов на них совершается здесь именно гостями из бывшего СНГ.
    Вы, конечно, можете ездить, как вам вздумается. Я написал все это лишь за тем, что бы вы имели представление о существующих порядках, и знали, чего от вас ожидают местные жители.

    Адреса мотелей вы можете найти на странице "Официальные сведения и адреса".   

    Подробнее о правилах дорожного движения в Польше читайте на сайте Польша.ру в разделе "Для автомобилистов".

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы; Практическая часть: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Туристическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню © 1997- 2002, Калашников Николай
list@krakow.ru
Последнее обновление: январь 2002
  www.krakow.ru
Сайт управляется системой uCoz