Дорога


Чем добраться до Кракова?
Поездка поездом
Расписание движения поездов on-line
"Критические дни" для покупки билетов
Фирменные поезда "Варс"
Безопасность в поезде
Подробнее о поездке из Москвы (Поезд Москва-Варшава-Краков)
Заполнение таможенной декларации
Граница
Duty Free
Въезд в Польшу
Поезд прибывает в Варшаву...
Безопасность в Варшаве
Куда идти на варшавском вокзале?
Первый обмен валюты
Покупка билета из Варшавы в Краков
Скидки на билеты
Телефонный звонок из Варшавы. Домой или другу
Пока вы в Варшаве. Панорама города
Поездка Варшава-Краков
Покупка обратного билета
За сколько дней нужно брать билет?
Вы едете из Праги...
Прямые поезда в Краков из разных стран
Обратный путь. Граница


Чем добраться до Кракова?

Краков. Памятник Мицкевичу    Жители Украины, Белоруссии и Калининградской области могут пропустить начало этой главы и перейти сразу к повествованию о Варшаве. Написанное здесь касается только жителей России.

    Итак, существует четыре (исключая экзотические) способа добраться в Краков: самолетом, поездом, автобусом и на собственном автомобиле.
    Наиболее доступная по цене поездка в Краков - автобусом. Если вам не удаётся найти прямые автобусные рейсы в Краков, можно доехать лишь до Варшавы, а там пересесть на поезд. Можно попробовать договориться, например, с туристическим агентством, организующим поездки в Европу, что бы вас "подбросили " в Польшу (некоторым удавалось даже найти автобусы идущие через Краков).
    Однако вам придется обзвонить не одно агентство, прежде чем вы найдете что-то подходящее.

    Еще более дешевы, но менее комфортны, "челночные" автобусы, оправляющиеся в Польшу из приграничных городов. В таком случае вы должны будете доехать, например, до Бреста, а там пересесть на автобус. Впрочем, этот вариант поездки рассчитан на "знатоков", которые и без меня все знают. Новичкам он не рекомендуется.

    Поездка автобусом получается хотя и самая дешевая, но в тоже время самая медленная и самая утомительная.

    Самая комфортная, самая быстрая, но и самая дорогая - поездка самолетом. Хотя между Россией и Краковом нет прямого сообщения, так что вам придется долететь сначала до Варшавы, а там сделать пересадку на самолет в Краков.

    Поездка на автомобиле имеет как свои полюсы, так и минусы. Плюсы - то, что вы не привязаны к транспорту, и можете без труда добраться до любого пункта.
    Минусы - это необходимость поиска парковок, и риск того, что с вашим транспортным средством может что-то произойти, и тогда... Впрочем, тот кто имеет опыт таких поездок уже никогда от них не откажется. А новичков я всё равно не сагитирую...

    Для простого туриста (а именно к этой категории я себя и причисляю) наиболее оптимальная, на мой взгляд, поездка - на поезде.
    Это в несколько раз дешевле, чем на самолете, и не так утомительно, как в автобусе: всегда можно "размять косточки", отправить естественные надобности, да и просто поспать в горизонтальном положении.
    Прямые поезда в Краков из бывшего Союза отправляются только с Украины: из Киева и Одессы (через Львов).
    А российским жителям остаётся добираться до Кракова с пересадкой в Варшаве.

Поездка поездом

    Удобнее всего добираться до Кракова так: сначала фирменным поездом до Варшавы (обычным поездом дальнего следования), а оттуда электричкой до Кракова.
    Впрочем, "электричкой" местный поезд-экспресс можно назвать лишь по нашим меркам, а в Польше это нормальный поезд с обычными (т.е. не спальными) вагонами.
    Это наиболее быстрый, и наиболее комфортный путь.

    Тот, кто хочет сэкономить, покупает билет на поезд до Бреста, в Бресте проходит таможню, и затем добирается до Варшавы местными электричками (на сей раз это действительно электрички, делающие множество остановок по дороге).
    При таком способе можно здорово сэкономить на билете до Бреста, да и электричка до Варшавы стоит более чем в 2 раза дешевле, чем экспресс.
    Вот только при таком варианте вам придётся провести несколько часов на брестском вокзале, и испытать на себе прелести брестской таможни, бардак на которой заботливо сохраняется ещё с советских времён.

    До недавнего времени существовал третий способ: нужно было поездом доехать до Калининграда, а там автобусом, всего за несколько долларов, можно было добраться до Гданьска. А уже от Гданьска ехать до Кракова поездом либо автобусом.
    Но после того, как Латвия ввела для россиян въездные визы, эта дорога потеряла свою привлекательность.

Расписание движения поездов on-line

    Ещё находясь дома вы можете составить точное расписание вашей поездки. Рекомендую обратиться на официальный сайт Польской железной дороги, где вы найдёте полное расписание поездки со всеми пересадками и номерами поездов.
    Информация на сайте Польских железных дорог на польским языке, но ниже вы можете прочесть инструкцию по пользованию на русском языке.

    Итак, интерактивное расписание находится под заголовком "Rozklad jazdy pociagow".
    Введите:
        Z - город отправления (в польском написании)
        Do: - город назначения ( в польском написании)
        (например для поиска поезда Москва- Краков введите "Moskwa" и "Krakow", для поиска поезда в Варшаву введите "Warszawa")
        Data: введите дату ДД:ММ:ГГ
        Godzina: - время ЧЧ:ММ
        В колонке Pytanie o polaczenia
        Нажмите кнопку Szukanie polaczen
    Появится расписание. Стрелка wczesniejsze polaczenia - более ранние рейсы, pozniejsze polaczenia - более поздние.

    Рекомендуею просмотреть подробное расписание с указанием промежуточных станций: кнопка "Twoj Plan Podrozy".
    Для нового поиска нажмите в колонке Idz do кнопку Nowe polaczenie.
Для поиска обратного рейса нажмите в колонке Idz do кнопку Nowe polaczenie, тогда потребуется снова ввести дату.

    Обратите внимание на то, что время приезда-отъезда для каждой станции указывается местное. При движении из Москвы в Варшаву смена часовых поясов проходит между станциями Смоленск и Орша, а также между Брестом и Тересполем.
    Обратите внимание, что если вы просто напишите станцию прибытия как "Warszawa", то расписание выдаст вам время прибытия на первую варшавскую станцию, а это будет "Варшава-восточная", поэтому пишите "Warszawa Cen" - тогда вы получите время прибытия на центральный варшавский вокзал "Warszawa Centralna".
    Другой нюанс пользования сервисом pkp.com.pl заключается в том, как писать станцию Брест. Если просто написать "Brest" - то программа решит, что вы имеете ввиду французский город Brest и даст вам расписание поездки из Франции. Поэтому необходимо писать "Brest Cen".
    Москва по-польски пишется как "Moskwa".

    С точным расписанием поездов на варшавском вокзале вы можете даже не смотреть информационное табло, а прямо с распечаткой идти к кассе.
    Только обращайте внимание на дату!

"Критические дни" для покупки билетов

    Обычно билеты на поезд в Польшу можно взять всего за пару дней до отправления. Но есть несколько дней в году, на которые выпадают пики пассажирской активности, и на которые билеты нужно покупать почти за месяц.
    Это, прежде всего, дни перед рождеством, когда армия поляков работающая в России стремится вернуться в Польшу, что бы отметить праздник в семейном кругу.
    Это также несколько дней перед Новым годом и начало майских праздников, когда состоятельные сограждане стремятся на недельку-другую уехать отдохнуть в Европу. (Аналогичные проблемы будут и с покупкой обратных билетов по окончанию праздников.)
    Сложно достать билет на дни начала весенних и осенних каникул, когда группы школьников выезжают в Европу. Отъезд детей на летние смены как-то сглаживается, но тоже наблюдается отчетливый рост спроса на билеты перед началом летних смен в детских лагерях.
    Стоит также помнить о том, что к началу нового учебного года многие стремятся вернуться домой. И если польских школьников в России отдыхает не так много, то количество наших детей, возвращающихся из Европы через Варшаву здорово уменьшает ваши шансы купить билет на поезд в Россию в конце августа.
    Поэтому не откладывайте покупку билета на последний день, или постарайтесь выбирать для поездок не самое горячее время (если получится).

Фирменные поезда "Варс"

    В Варшаву из крупных городов обычно ходят фирменные польские поезда "Варс", обслуживаемые польскими проводниками (на трассе Москва-Варшава - это фирменный поезд "Полонез"). Вагоны в этих поездах (впрочем, как и большинстве международных вагонов) бывают первого и второго класса. На самом деле разница состоит только в том, что во втором классе раскладывают 3 полки, а в первом - 2. Все остальное - то же самое.
    Поскольку сейчас на международных линиях не наблюдается аншлага, то вполне вероятно, что купив один билет, вы и будете ехать в купе совершенно один. В сезон же, самое "хитрое" место - верхняя полка. Во-первых, она сразу же застелена, а во-вторых, вы в любое время можете лечь, не спрашивая разрешения остальных (сидеть во втором классе можно только когда средняя полка опущена, т.е. приведена в горизонтальное положение, ибо она является спинкой для сидящих на нижней). Не бойтесь свалиться с полки - здесь предусмотрены "ремни безопасности", которые удержат даже страстного любителя ворочаться во сне.
    Лично я предпочитаю верхнюю полку, и даже когда еду один в купе - прошу у проводника разрешения занять её.

    На польской железной дороге принято продавать билеты отдельно в мужские и женские купе. Конечно, путешествующих вместе никто разлучать на время поездки не станет. Но если в купе оказываются незнакомые мужчины и женщины, проводник постарается переселить пассажиров так, что бы мужчины были отдельно, а женщины отдельно.
    С одной стороны это удобно. Для женщин... С другой, лично мне было бы приятнее путешествовать с красивой попутчицей, чем с командировочным мужиком.

Начало поездки

    Вскоре после проверки билетов проводник приносит постельное белье, а также набор: полотенце, мыльце и щёточку для обуви. В отличие от наших поездов, в польских перед прибытием на конечную станцию белье проводнику сдавать не надо, а полотенце можно забрать себе в качестве сувенира - оно одноразовое.

    В каждом вагоне 2 туалета. Для того, что бы узнать свободны ли они нет необходимости подходить и дёргать за ручку. Если туалет занят - над дверью загорается лампочка "WC".
    Обратите внимание на то, как пользоваться унитазом... (Вам стыдно об этом читать? А мне стыдно видеть, как зачастую наши сограждане с ним обращаются!) Итак, не надо залезать на него с ногами, и пытаться устоять в таком положении держась за ручку (тем более, что и держаться-то не за что). В туалетной комнате имеются специальные салфетки, которые нужно класть на стульчак, и на которые потом можно удобно сесть (рисунок как пользоваться вы найдёте на салфетнице). Всё чисто и гигиенично. Приучайтесь к европейской культуре.
    А вот мыла может и не быть, так что идите с тем, что вам дали.
    Если туалетная бумага кончилась - не стоит рвать газету. Просто скажите об этом проводнику, и он принесёт новый рулон.

    Во время поездки вам положен один бесплатный завтрак. До 1988 года это были три хлебца, масло, джем и сырок, затем давали только круасан, а с 2002 года и вовсе - остался один кекс. Из питья полагается чай или кофе, на ваш выбор. Завтрак может быть подан в любое время, по вашему желанию. Также за отдельную плату вы можете купить у проводника дополнительные "завтраки".
    Для желающих сэкономить скажу, что у проводника можно бесплатно получить стакан кипятка.
    В поездах также работает наш вагон-ресторан, но только до границы!

    Кстати, проводники иногда могут забыть, кому они уже приносили чай, а кому нет; поэтому если вдруг на вашу просьбу принести чай проводник скажет, что за это нужно платить - вежливо объясните, что вы ещё не пили бесплатного.

    Собираясь в поездку вам незачем искать польскую валюту в России - проводники в поезде берут и доллары, а в Польше в любом обменном пункте вы легко поменяете практически любую европейскую валюту (включая чешские кроны, леи, левы и т.п.) на местные деньги.
    Кстати, все проводники говорят по-русски. Кто-то лучше, кто-то хуже (совершенного владения русским языком никто из них не стремится достичь), но проблем с пониманием обычно не возникает.

Билет можно купить и в поезде

    Если вы не успели купить билет - не волнуйтесь. Приобрести его можно и у проводника. Это когда-то в таких поездах не было свободных мест, а теперь вагоны никогда не заполняются полностью, и с польскими проводниками всегда можно договориться. Тем более что при этом они не берут взятку, а занимаются совершенно легальным видом деятельности. Кстати, они обязаны даже выписать вам билет.
    Однако, обратите внимание, что наличие билетов как в кассе, так и у проводников, зависит от сезона и даже дня недели. Но обычно свободные места находятся даже тогда, когда билетов уже нет в кассе.

Краков. Рыночная площадь. Суконные рядыПутешествие летом

    Для тех кто едет из Москвы фирменным поездом "Полонез" (читайте ниже), проблема жары не так уж актуальна - ведь путешествие начинается уже вечером, когда приходит живительная прохлада. А на утром следующего дня вагон ещё не успеет достаточно нагреться.
    К тому же в купе поездов "Варс" всегда можно открыть окна. Они открываются достаточно свободно, причем на столько, что через окно можно передать даже чемодан, что кстати и делают поляки.
    Иногда окно имеет тенденцию к самозакрыванию от тряски во время движения. Тогда нужно просто вставить пробку от бутылки в боковой паз - это лучший стопор, который можно сделать из подручных материалов.

    Особое внимание прошу я обратить на то, что в жару на сквозняке очень легко простудиться. Разгорячённый организм часто оказывается беззащитным перед лёгким ветерком - поэтому ни в коем случае не высовывайтесь из окон. Для эффективного охлаждения достаточно лишь высунуть руку из окна.

    Если вам слишком жарко под одеялом или простынёй - есть другой простой и эффективный способ - высунуть их под простыни ногу. Это может показаться смешным, но это работает!

Путешествие зимой

    Когда морозным днем попадаешь с улицы в вагон, всегда кажется, что там тепло. Батареями начинаешь интересоваться гораздо позже... Если вы читаете эти строки в теплой комнате, всё что здесь написано может показаться вам надуманным. Но, уверяю вас, путешествуя в холодное время года вы оцените этот раздел.
    В отличие от наших вагонов (для дотошного читателя замечу, что на самом деле привычные нам "наши" вагоны делаются в Германии), вагоны "Варс " предлагают такой сервис как регуляция температуры. Конструкция проста до безобразия: батарея всегда имеет постоянную температуру, а крутя ручку на передней части радиатора вы открываете или закрываете заслонку. Ничего кроме этого вы от регулятора не добьетесь.
    Температура радиатора определяется только исправностью соответствующего оборудования, которое, к сожалению, оставляет желать лучшего. Нет, в купе, конечно, не холодно, но прохладно, и через час-другой эта "прохлада" начинает вас доставать.

      Поэтому настоятельно рекомендую всем, кто едет в холодное время года, брать с собой тёплые носки. Без них, переодевшись в домашние тапочки вы постепенно начнёте мёрзнуть, а с ними - вам любой мороз не страшен. Как говорится, главное - держать ноги в тепле.

    Именно этим и запомнилась мне зимняя поездка. Весь вечер польские проводники, собравшись в служебном купе вагона, обсуждали проблемы отопления. "Ну не дает она больше 60 градусов",- все сокрушался один их них. На мой комментарий по поводу температуры, проводнику осталось только признать, что вагоны действительно старые, и на морозы не рассчитаны. "Ваши вагоны лучше", - добавил он обречённо.

Как согреться зимой?

    Бывалый турист, войдя в купе, сразу переодевается - меняет уличную обувь на удобные тапочки, и надевает тёплые носки. Также у него всегда наготове тёплая кофта или жилетка.
    Некоторые греются водкой. Но у проводников в продаже только пиво. 1 бутылку продают за 1 $ (и хотя на ценнике написано 3,60 zl, т.е. 0,90 $, но ведь у вас нет польских денег).
    Если вы не успели ничего взять в дорогу - подождите 3  часа. Первая станция от Москвы - Вязьма. Здесь к поезду кроме горячительных напитков подносят традиционную картошку, мясо, огурцы. В зимнее время проводники неохотно открывают на станциях двери - всё равно никто не сядет, а вагон выхолаживается. Но если вам нужно что-то купить - можете воспользоваться окном, а в случае чего специально для вас проводник может и дверь. Не стесняйтесь попростить его!
    На пике зимы темнеет уже к 17:00 - за окном остаются едва различимые очертания, а в 17:30 за окном и вовсе темень. Так что самое лучшее - лечь спать. Впереди вас ждёт ранний подъём, и долгая дорога.

    Если в купе задувает холодный ветер через щели в окнах - эти щели можно заделать салфетками (которые вы возьмете в туалете).

Безопасность в поезде

    Ночью не следует забывать о мерах безопасности. Поскольку замок легко открывается стандартным четырехгранным ключом, ваша главная защита - цепочка. Но она спасает только будучи короткой.
    Если дверь закрытую на цепочку можно немного приоткрыть, так что бы была хотя бы маленькая щелка, через нее опытные грабители эту цепочку легко снимут. Поэтому длинную цепочку нужно "укоротить".
    "Челноки" предлагают для этого натянуть ее, вставив ботинок в пространство между цепочкой и стенкой. Но если вам жалко своей обуви, предлагаю другой способ: вставить одно из звеньев цепочки в прорезь крепления, или надеть звено на выступающую часть крепления, в зависимости от обстоятельств.

      Самое главное, чтобы при открытом замке, дверь закрытую на цепочку нельзя было даже немного приоткрыть.

    Я пишу все это не за тем, чтоб нагнать на вас ужас. Любой, кто ездит в подобных поездах, эти уловки знает и спит спокойно. Вот и я хочу, чтобы вы эту ночь в поезде спали спокойно, и ваша поездка не была бы омрачена банальным ограблением.

Подробнее о поездке из Москвы или Поезд Москва-Варшава-Краков

    Поскольку я москвич, то и все мои поездки начинались в столице. Рекомендуемая мною дорога из Москвы в Краков занимает 22 часа, и стоит (с учетом стоимости всех билетов) около 105$ (цены 2004 года; до 2003 года билеты стоили около 80$).
    Из Москвы в Варшаву в последние годы ходят 3 поезда: два наших, и один фирменный польский, который я вам и рекомендую. Это поезд № 9-10 "Полонез" (эту же нумерацию он имеет и в Польше), известный еще с Советских времен. Идет он наиболее коротким путем, и потому из всех самый быстрый.
    В 2004 года билет II класса стоил около 85$ (в 2003 - около 80, в 2002 - 2000 рублей, или около 65$, в 2001 году - около 1700, или 56$, в 2000 - 1600, в 99 - 1400, а в 98 году до банковского кризиса - 400 рублей, или 67$ по существовавшему тогда курсу).

    Из Москвы поезд отправляется в 15:51 с Белорусского вокзала.
    Вскоре после отправления проводник приносит таможенные декларации. (Как их заполнить - читайте ниже.) Что бы не волноваться на границе сделать это лучше заранее, однако не обязательно во время движения. В вашем распоряжении 3 остановки - в Вязьме в 19:05 на 22 минуты, в Смоленске в 21:28 на 10 минут, и в Орше примерно в 23:00.

    Итак, первая станция - Вязьма, в семь часов вечера. Тот, кто забыл или не успел взять еду с собой - может купить её на станции у торговок.
    В принципе, можно выйти и купить что-нибудь в вокзальных киосках, но, честно говоря, местный вокзал не отличается разнообразием ассортимента.

    Лучше использовать остановку в Вязьме для заполнения таможенной декларации, что бы потом уже не думать об этом.

    Кстати, если вы хотите подкрепиться взятой с собой провизией - сделайте это до Вязьмы, ибо потом поезд начинает очень сильно трясти.

    Полезный совет: когда дверь дребезжит, проложите между ней и дверным проёмом сложенный кусок бумаги и шум исчезнет. Взять такой кусочек можно из выдаваемого набора с мылом и полотенцем.
    Если держатель второй полки то и дело ударяется в стекло - закрепите его в конце концов! Отверстие крепления находится на держателе 3-й полки.

    Теперь, когда ничто, кроме стука колес не мешает, можете спокойно ложиться спать (закрывшись на цепочку). До 5 утра Вас никто не побеспокоит.
    Другое дело, если вы едете с туристической группой. Тогда свободное время в первый вечер можно использовать для знакомства со своими попутчиками.
    Именно так продуктивно и проводят его детские группы. Обычно их голоса не смолкают до позднего вечера.

Кое-что о заполнении таможенной декларации

    Тот, кто летает за границу самолётом, возможно, уже забыл, когда в последний раз заполнял декларацию. Но в Белоруссии порядок сохранился, и для таможни её по-прежнему необходимо заполнять. С 2000 она обязательно заполнялась в 2-х экземплярах - один экземпляр оставался у таможенника, другой вы должны были хранить на всё время поездки. Но по новым правилам, если вы вывозите наличных денег меньше чем на 10 000$ - заполняете только одну декларацию и отдаёте её таможеннику.
    А вот если вы вывозите более 10 000$ - заполняете декларацию в 2-х экземплярах, один отдаёте таможеннику, а второй, на который он поставят печать, оставляете себе. Если вывезенную сумму вы будете вводить обратно - у вас не возникнет проблем с объяснением откуда она взялась. Кстати, если вы ввозите в Россию большую сумму, то стоит внести её в декларацию, тогда для последующего вывоза вам уже не понадобится разрешение на вывоз.

    Неспособным каллиграфически писать во время движения поезда, не стоит делать над собой усилий - дождитесь станции.

    Если вы выезжаете из России (т.е. Белоруссии) - отметьте крестиком пункт "выезд", если въезжаете в Россию - пункт "въезд".
    Дальше указываете, что живёте в России (если в России) и следуете из России в Польшу.
    Не забудьте указать все имеющиеся у вас деньги. Обратите внимание, что указывать надо и российские, и белорусские рубли.

      Разрешение на вывоз валюты необходимо иметь только для сумм превышающих эквивалент 10 000 $ (с 2004 года). Однако, обратите внимание, что в эту сумму входят все деньги, которые у вас есть. Так если вы везёте, например, 10 000 $, 300 рублей и 100 zl, то вы везёте в сумме эквивалент 10 035 $, следовательно, на 35 $ у вас должно быть разрешение.

    Если у вас есть драгоценности - их также необходимо указать.
    Это касается и предметов старины (на старинные вещи у вас должно быть разрешение на вывоз из Министерства культуры).

    Пункты 3.2 - 3.12 обычно заполняются однотипно: на все вопросы отвечают "нет".
    Когда-то нужно было обязательно вписывать дорогие личные вещи: фотоаппараты, видеокамеры, но в последние годы таможенники рекомендуют их не указывать.

    Если вы вывозите товары для продажи - то должны их указать, что бы заплатить за них пошлину.

    В любом случае, правила могут измениться в любой момент и весьма радикально, а их трактовка зачастую зависит от конкретного чиновника, поэтому лучше оставить спорные пункты незаполненными, а потом спросить лично у таможенника стоит ли вписывать то, что вы везёте. За спрос, как известно, денег не берут, а вы обезопасите себя от подозрения (пусть и надуманного) в контрабанде.

    Ещё раз обращаю внимание на то, что женщины должны указывать все драгоценные украшения, независимо от их стоимости, иначе их могут попросту отнять. Опять же могу посоветовать перед тем, как отдавать декларацию, предъявить ценности таможенникам, с целью уточнить - все ли вы правильно указали.

    Таможенники - не враги тем, кто соблюдает все правила. Вот только правил иногда слишком много, что бы все их можно выполнить.

Граница

    Около половины шестого утра следующего дня прибывает в Брест (по-белорусски в "Брэст") на московскую сторону.
    Будить пассажиров проводник начинает обычно за 10-20 минут до прибытия, поэтому если хотите успеть умыться - вставайте пораньше, ибо в ближайшие 3 часа сделать это вам не удастся.

    Сначала придёт пограничник и заберёт у Вас паспорт. Кроме паспорта ему от вас ничего не нужно, поэтому не пытайтесь всучить ему свои декларации. А вот вашу внешность он внимательно сличит с фотографией в паспорте.

    Обратите внимание на то, что иностранцы, едущие через территорию Белоруссии должны иметь транзитную визу. Для россиян и поляков проезд свободный, а вот бывшие наши сограждане едущие с иностранными паспортами должны позаботиться о такой визе. Даже когда на вокзале убеждают, что никаких дополнительных документов не нужно, лучше услышать это из уст работников посольства.
    Если вдруг случилось так, что нет требуемой визы есть два пути решения: либо попытаться что-то "подарить" пограничнику (что удаётся далеко на всегда), либо не теряя времени быстро ехать на такси в ОВИР оформлять нужные документы. Времени пока поезд меняет колёса и стоит на варшавской стороне вокзала - а это добрых полтора часа - вполне может хватить на оформление всех формальностей.
    Главное - не пытайтесь качать свои права, если не уверены в своей правоте. Сопротивление будет расти пропорционально вашему напору, а отступить назад пограничники уже не смогут.

    Я сам стал (в 2001 году) свидетелем такого случая: в соседнем со мной купе ехала бывшая наша соотечественница, а нынче американская гражданка. В Варшаве, по её словам, она должна была сесть на самолёт в Америку. И вот на границе белорусские пограничники потребовали у неё визу. По опыту знаю, что обычно такие дела обычно решаются на месте: попросту даётся небольшой "подарок", и пограничник снимает свои требования.
    Но в этот раз представитель власти сразу громко заявил на весь вагон, что должна быть транзитная виза…
    Девушка попалась непонятливая, и как попугай упрямо твердила, что ей в кассе сказали: никаких дополнительных документов не нужно.
    Что ж, поезд успел сменить колёса, а никаких мер девушка предпринимать не собиралась. На варшавской стороне вокзала пришло пограничное начальство… Сначала они пререкались тихо, потом девушка пыталась плакать, затем стала ругаться. Перешла на английский: Don't touch me. I am citizen of America! А потом и вовсе перешла на сплошные "факи" :-).
    Всё было напрасно.
    Может дело было в сложных белорусско-американских отношениях, может в несговорчивости девушки, но её сняли с поезда, предложив поехать в ОВИР, оформить там визу, и сесть на ближайший поезд.
    Хотя видел я и другой пример: несколько лет назад поездом ехала за границу русская женщина с маленьким ребёнком, который не был вписан у неё в паспорт. Когда пограничники сказали, что ребёнка нужно вписать, она оставила ребёнка на попечение проводника и пока поезд менял колёса успела съездить в ОВИР, оформить всё, что нужно, и затем с ребёнком спокойно поехала дальше на том же поезде.

    После того, как уйдут пограничники, придут таможенники.
    Вы, конечно, уже заполнили таможенную декларацию, указав там количество багажа, и всю денежную наличность в валюте и российских рублях (для Белоруссии российские рубли - тоже валюта). Приготовили все деньги, которые везёте, для досмотра. И теперь ждёте прихода сотрудников таможни.

    Таможенники собирают таможенные декларации, и заранее выбирают себе потенциальных жертв для будущего досмотра.

    Затем поезд увозит вас на увлекательный аттракцион под названием "смена колёс".
    Дело в том, что железнодорожная колея в России и в Европе имеет разную ширину. В России она шире, в Европе - уже.
    Есть легенда, что когда в России хотели строить железную дорогу и встал вопрос о ширине колеи, в целях безопасности российскую сделали шире - что бы немецкие бронепоезда не смогли за несколько часов доехать до российской столицы.
    С тех пор каждый раз приходится выполнять этот ритуал.

    Те, кто едет не в первый раз обычно используют время стоянки в мастерских. А тем, кто впервые выезжает за границу на поезде советую не пропустить это действо.
    Вам наверное рассказывали, что вагоны поднимают, а затем по широкой колее уезжают колёса "широкие", и по узкой колее приезжают "узкие". На самом деле - это не правда: и "широкие" и "узкие" колёса едут по одной и той же колее. А вот в чём секрет - предлагаю каждому догадываться самостоятельно.

    Обратите внимание, что если вы едете во втором или последнем купе - во время смены колёс к вам придёт рабочий, что бы вывернуть кронштейн, закрепляющий колёса. Для вас это чревато тем, что одежда висящая на вешалке может быть случайно испачкана машинным маслом. Поэтому лучше её заранее снять и положить, например, на полку.

    Тем, кто наблюдает за происходящим стоя в коридоре - советую постараться не соприкасаться с идущим по нему рабочим; лучше на это время уходить в купе. Если, конечно, не хотите демонстрировать своим соседям возможности своего стирального порошка.
    Если же вас всё же испачкали - обратитесь к проводнику за моющим средством.

    Тому, кто не расстается с фотоаппаратом, наверняка захочется запечатлеть этот процесс. Сделать это можно, но только осторожно.
    Как только ваш фотоаппарат попадает в поле зрения рабочих - они тут же начинают протестовать: "Здесь нельзя снимать!". Поэтому постарайтесь сделать снимки так, что бы никто этого не видел.
    Однако, если вы мечтаете сфотографироваться на фоне поднятого вагона - заводите беседу с рабочими, угостите их пачкой сигарет, и тогда можете снимать всё, что хотите, даже фотографироваться в обнимку с работниками (угостив их - вы станете для них "своим человеком").

    После того как вагоны получили новые колёса - поезд вновь возвращается на брестский вокзал, но на это раз уже на варшавскую сторону. Это уже заграница.
    Здесь сначала придут пограничники и отдадут вам ваши паспорта.
    А затем таможенники вернутся к выбранным жертвам.

Польский поезд    Таможенный осмотр - это самое неприятное, что вас ожидает. Об этом многие писали, но увы, все эти "прелести" иногда действительно имеют место быть.

    Сразу скажу, что раз на раз не приходится. Я лично сталкивался с самым разным обращением, и проследить какую-то тенденцию в этом я не смог.

    Иногда могут ограничиться устным опросом - что везёте.
    Иногда могут только попросить пересчитать деньги. А делается это так: вы вынимаете все деньги, которые везёте, и сами пересчитываете их показывая таможеннику.
    Поэтому, кстати, не стоит прятать их в укромных местах от воров.
    После пересчёта обычно следуют вопросы: "А это точно вся валюта?.. А если мы поищем?.. А если мы найдём?"... Это, видимо, обычная практика.

    Будьте готовы и к тому, что вас могут попросить показать все ваши вещи. Мысль об этом может прийти таможеннику в голову, если он (а чаще она) решит, что вы что-то скрываете, или ваша внешность покажется вам подозрительной, или просто вы находитесь в первом купе по ходу её следования...
    Итак, если вам не повезло, то придётся вынимать из сумки все вещи. Таможенник будет прощупывать каждую из них, залезать во все карманы, открывать все коробочки. Досмотру подвергнутся и ваша бритва, и упаковка с туалетной водой. Тщательно будут просмотрены ваши записные книжки.
    Поэтому если вы везете подарки иностранным друзьям - не запаковывайте их заранее (всё равно придётся раскрывать), и будьте готовы к ответу на самые тупейшие вопросы таможенника типа: "А это что?" - когда он указывает, например, на видео кассету. Не пугайтесь - спокойно отвечайте на все вопросы.

    Однажды таможенница прямо сказала мне:
    - Я хочу найти, что ты всё-таки везёшь!
    - Да ничего я не везу, - ответил я, - вы скажите, что ищите, я сам покажу.
    - Ты всё равно не скажешь... На челнока ты на похож... Зачем ты едешь?
    - Я еду отдыхать, - отвечаю я.
    - Нет, я всё-таки должна найти, что ты везёшь...

    Я спокойно вынимал вещи, и рассказывал о каждой из них: "Это костюм, это книга в подарок, это диски в подарок, это бритва", и т.д.
    "Промучившись" со мной таможенница попросила меня напоследок показать карманы, снять ботинки и носки. И, ничего не найдя, ушла.

    В другой раз таможенник-мужчина взялся меня обыскивать...

    Словом, будьте готовы ко всему. И не нервничайте - это вы едете отдыхать, а они - работают.

Вывоз компакт дисков

Краков. Суконные ряды    Что можно привезти польскому другу в подарок из России? Матрёшки, подносы, изделия народного промысла - это, конечно, хорошо, но только в первый раз. А что привозить потом? Или что делать, если друзей много?
    Разумеется, каждый сам решает для себя, что дарить.
    Но в эпоху компьютеров хорошим подарком стали компакт диски. Это могут быть просто музыкальные записи, ведь купить в Польше российскую музыку практически невозможно.
    Если ваши друзья знают русский язык - можно подарить им российскую компьютерную игрушку. Благо сейчас выпускаются много достойных игр: в 2001 году это были "Казаки" или "Дальнобойщики", в 2002 - "ИЛ-2" и "Противостояние"... Хорошо знающим русский язык можно подарить забавные квесты. Да мало ли чего полезного можно записать на CD...

    Многие спрашивают - можно ли вывозить CD? Можно, если это, конечно, не оптовая партия. Обычно таможенники спрашивают: "- Все диски разные?". "- Да, все разные", - отвечаю я. И на этом проверка заканчивается. Разумеется, если на упаковке будут нарисованы голые девицы, такой диск могут конфисковать, но кто везёт такие диски в вызывающей упаковке? :-)
    В конце концов, сегодня секретные сведения можно зашифровать и передать через интернет, так что проверять содержимое ваших дисков никто не станет.
    Я сам, например, как то раз вез десятка два разных CD, таможенница лишь взглянула на них, и сразу же потеряла к ним всякий интерес. На мой вопрос, а можно ли везти столько (интересный вопрос из уст везущего, не правда ли?) она заметила только, что в таких количествах везти можно, но после начала допытываться, не везу ли я контрабандно еще сотню-другую.
    Кассеты тоже проверяют лишь внешне. Так что смело записывайте секретные схемы военных объектов, и прочие государственные секреты на видео :-).

    Как-то раз, в соседнем со мной купе кто-то вез кассету Panasonic-195, которая по весу была тяжелее, чем даже четырехчасовые. Это насторожило бдительную таможенницу, которая даже взяла меня в свидетели, и предложила сравнить их вес... Правда потом пришел кто-то более старший по должности, и плюнул на это несоответствие.

Duty Free

    После того, как вы получили на руки "свою краснокожую книжицу", можете посетить магазин беспошлинной торговли Duty Free, расположенный в здании вокзала. Там можно купить алкогольную продукцию и табачные изделия. Практически все они немецкого производства, в т.ч. водки типа "Boilshoy" и "Morozov". Нельзя сказать, что всё это на много дешевле, чем в Москве, но зато уж точно гораздо дешевле, чем в Польше. Не случайно польские проводники и железнодорожные работники всегда прилично отовариваются в этом магазине. Например, бутылка водки "Bolshoy" емкостью 1 литр стоит всего 4 доллара.
    Магазин представляет собой два зала: в одном находится киоск, в другом - зал самообслуживания. Принимается любая СКВ, но все цены указаны в Евро.

    Для того, что бы пройти в магазин нужно предъявить пограничнику на входе паспорт. Иногда пограничники ищут в них штамп о прохождении границы.

    Покупая что-то, имейте ввиду, что польские ограничения на ввоз алкоголя и табака никто не отменял, а потому закупленное вами ни коем случае не должно попасться на глаза польским таможенникам. Обычно они никогда никого не проверяют, но в случае чего с купленным придётся расстаться.
    Хотя, справедливости ради, скажу, что не видел, что бы в последние годы поляки кого-то проверили.

    Интересно, что после того, как вы вышли из торгового зала, вас ещё и не пустят на перрон. Почему-то пограничники начинают выпускать посетителей магазина только за 5 минут до оправления поезда. Может, боятся, что в вагоне узнав о выгодной покупке, у вас найдутся последователи? :-)

    Тому, кто не стал посещать Duty Free польский проводник предлагает перевезти на польскую сторону купленную им бутылку водки или упаковку сигарет. Мелочь, для него а тоже деньги!

    Иногда могут появиться тёмные личности и предложить перевезти кое-что на польскую сторону. Тогда лучше отвечать вежливым отказом.

Чего только не увидишь!..

    Свидетелем интересного случая стал я однажды. На "Polonez" иногда могут подсаживаться в Бресте. И вот люди, только что прошедшие пограничный контроль, ринулись в магазин Duty Free, где стали забивать блоками сигарет огромные сумки. На вид в каждой из них было не менее 30 блоков. Затем прямо в торговом зале они принялись обматывать каждую сумку чёрным скотчем, после чего спокойно погрузили всё это на тележки, и пошли занимать свои места в поезде.
    Мне оставалось лишь гадать: как они всё это провезут? То ли у них есть какое-то разрешение, то ли таможенники "прикормленные"?...
    Разгадка оказалась довольно простой.
    Надо сказать, что я всегда люблю смотреть как поезд пересекает границу, вот и в этот раз я стоял у открытого окна. И вдруг вскоре после того, как поезд пересёк пограничный мост, я увидел как из первых вагонов стали выкидывать... те самые пачки обмотанные чёрным скотчем. Выкидывали их довольно шустро.
    Стояла осень, так что за окном была чёрная ночь...
    И в это время послышалось какое-то шуршание в высокой траве у железнодорожной насыпи. Это были люди в тёмной одежде, которые довольно шустро собирали выброшенное. А один из них подавал контрабандистам специальные сигналы красным фонариком.

    Я бы никогда не написал об этом так просто (в конце концов у каждого свой бизнес), если бы... в сотне метрах от того места за столбами не прятались полицейские. Которые, видимо, были уже в курсе готовящейся "переброски".
    Так что польская полиция тоже не дремлет!

Въезд в Польшу

Тересполь. Здание вокзала
Вокзал в Тересполе

    Примерно без пятнадцати семь (по белорусскому времени) поезд отправляется на чужбину…
    На данном участке государственной границей является река Буг. Её вы можете увидеть минут через пять после того, как поезд отправится с московской стороны брестского вокзала (примерно в 7:50 по московскому времени).
    На территорию Польши московский поезд въезжает в 8 утра по Московскому, или в 6 по местному времени.

      Не забудьте перевести часы на 2 часа назад!

    Первый польский город, который вы увидите после Бреста - пограничный Тересполь. Здесь к вам приходят уже польские пограничники.
    Если то, что делают с вашими паспортами в Бресте остается тайной, то здесь вы видите все манипуляции. Пограничник сверяет паспортные данные с записями в своем блокноте, и когда убеждается, что вы не террорист разыскиваемый Интерполом, отдает паспорт вам.
    Мне всегда было интересно, что же он там все-таки ищет, и кто попадет в эти списки. Но моё природное любопытство никогда не пересиливало воспитанную во мне вежливость, и не давало спросить об этом. К тому же польские пограничники всегда спешат.
    "Это у вас там по десять человек на вагон, а если я буду работать в таком темпе - только на бутерброды заработаю", - подгоняет кого-то польский пограничник.
    Впрочем, иногда случается, что кто-то все же вызывает у них подозрение. Пограничник может связаться по рации со штабом, и уточнить у них кое-какие данные. А однажды он просто молча переписал мои данные на отдельную бумажку; впрочем, это не имело для меня никаких видимых последствий (по крайней мере хвоста я за собой не замечал, и ни одна явка не была провалена :-) ).

    Попутно пограничник проверит у вас разрешение на въезд (хотя осенью 2002 года у меня его не проверяли), и спросит куда вы едете.
    Тот кто въезжает в Польшу с туристическим ваучером должен, естественно, в ответ на вопрос пограничника назвать тот город, который указан в ваучере.
    Если Польша - промежуточный пункт вашей поездки, и въезжаете вы без польской визы, прорепетируйте заранее ваш ответ, что бы у пограничника не возникло желания задавать вам следующие вопросы.
    Затем приходят польские таможенницы. Это симпатичные женщины, которые вежливо поинтересуются у вас что вы везёте.
    Ответ "ничего" (или "nic" [ниц] по-польски) их обычно устраивает.

    В половину седьмого (по польскому времени) поезд отправляется дальше.
Первая остановка после пограничного Тересполя - город Щедльце (пишется "Siedlce", но сочетание "sie" читается как "ще"). На нее поезд приезжает в ~7:50.
    Больше никаких остановок не будет, и примерно к половине девятого утра по Польскому времени московский поезд подъезжает к Варшаве...

Поезд прибывает в Варшаву...

    Первая остановка в польской столице - "Варшава-Всходня".
    Однажды я ехал в одном вагоне с группой наших школьников, и когда один из них в шутку назвал эту станцию "Варшава-Сходненская" (москвичи поймут юмор); руководительница с умным видом поправила его: "Варшава-товарная". :-)
    На самом деле, название переводится как "Варшава-Восточная".

    Некоторые поляки, а тем более жители Варшавы, предпочитают выходить здесь, где нет той суеты, что царит на центральном вокзале, да и встречающим на машине легче проехать сюда, чем в центр.
    Кстати, некоторые поезда, вернее, вагоны, проезжающие через Варшаву транзитом, раньше сначала делали остановку на станции "Варшава-Восточная", а потом несколько часов стояли и ждали пока их прицепят к следующему составу. Поэтому опытные туристы просили проводника запереть их купе, а сами выходили из поезда, и несколько часов могли гулять по городу, пока их вагоны не приезжали на вокзал "Варшава-Центральная".
    Но вы едете в Краков, и поэтому эту станцию пропускаете.

    Итак, через пять минут после отправления с "Варшавы-Всходни" поезд ныряет в туннель, и вот вы уже на подземном вокзале "Варшава-Центральна" (Warszawa-Centralna). Здесь вам и выходить.
 

Безопасность в Варшаве

Так выглядят польские электрички.
Вы поедете из Варшавы в Краков совсем на другом поезде...

    То, что написано в этой главе, скорее всего, вам не понадобится. Но всё же, пусть лучше вы посчитаете меня параноиком, чем окажетесь неподготовленными к встречи с неприятностями. Как сказал один мой друг, умный человек - тот, кто может выбраться из любых неприятностей, а мудрый - тот, кто никогда в неприятности не попадает.
    Так будьте же мудрыми!

    Итак, варшавский вокзал, как впрочем и любой другой вокзал в любом городе мира - потенциально опасное место. Здесь орудуют СНГ-шные шайки, "специализирующиеся" на челноках. Это не значит, что как только вы сошли с поезда, вас всюду окружают бандиты, но некоторые меры предосторожности принять не помешает.
    Итак, наши ублюдки "потрошат" только граждан из бывшего СССР, и никогда не трогают поляков. Ибо знают, что за поляков местная полиция встанет горой, а наши ограбленные граждане часто вообще никуда не обращаются (что, кстати, является их большой ошибкой). Поэтому лучший способ обезопасить себя - не говорить по-русски.
    Т.к. эти шайки боятся ошибиться, и "наехать" не на того, то чаще всего они сначала спрашивают потенциальную жертву о чем-нибудь по-русски, и только получив ответ "на языке оригинала" начинают свою "работу". Поэтому если вас о чем-то спрашивают по-русски на варшавском вокзале, можете сделать вид, что не поняли, или вспомнить пару фраз из школьного курса типа "Донт андестенд" или "Нихт ферштейн", но ни в коем случае не отвечайте на вопрос.
    А вот если к вам все же пристали, то сначала оцените обстановку. В случае, когда у вас действительно нет при себе денег, так и скажите об этом, и вас, обыскав, просто отпустят. А вот если вы не жаждите расстаться со своими кровными, а уроки борьбы, которые вы брали у Ж.-К. Ван Дамма стёрлись из памяти - постарайтесь просто привлечь к себе внимание окружающих. Конечно, закричать, когда к вам приставили нож, решиться не каждый. Но, как пишут психологи, в таких ситуациях нужно привлекать к себе внимание чем угодно. Один из способов - сымитировать, например, "слабость в ногах от нахлынувшего страха", и просто на обмякнувших ногах опуститься на пол; ибо мимо лежащего человека толпа просто так не пройдет, да и бандитам обыскивать ваши карманы будет крайне неудобно.
    Если вы читаете эти строки и думаете: "это не город, а просто какой-то Чикаго", спешу вас успокоить: таких случаев в общей массе не так много. Люди ездят по многу раз, и с ними ничего не случается. Однако, я считаю, пусть лучше вы сейчас прочтете эти строки, а после возвращения просто посмеетесь над своими опасениями, чем попадете в неприятную ситуацию и испортите себе всю поездку.
    Есть поговорка: предупрежден - значит вооружен. Так будьте же вооруженными знаниями, и пусть с вами ничего не случится!

Куда идти на варшавском вокзале?

Вокзал "Варшава-Центральная"
Вокзал "Варшава-Центральная"

    Варшавский вокзал - подземный. Все пути и перроны находятся под землёй, а на поверхности возвышается лишь аккуратное вокзальное здание.
    С каждого подземного перрона наверх ведут 3 выхода, но лишь один из них выведёт вас к главному залу.
    К сожалению, найти указатель на центральный зал "Hala Glowna" довольно сложно. Поэтому я предлагаю простой ориентир: ищите эскалатор под которым находится торговый павильон, и поднимайтесь по нему. (Если быть точным - эскалатор находится в 3 секторе (3 sektor), а вход на него - в начале 4-го).
    Поднявшись по эскалатору, вы попадаете в коридор, из которого широкая лестница выведет вас в главный зал (лестница находится посередине - между выходами на 2 и 3 перрон ("tor 2" и "tor 3")).
    В главном зале вы видите большое белое, во всю ширину зала, табло с расписанием всех отправляющихся с вокзала поездов. Под этом табло находятся кассы. Поскольку дальше вы поедете на местном поезде - любая из них к вашим услугам.

    В противоположном от касс конце зала на первом этаже располагается междугородний телефонный переговорный пункт, а на втором - зал продажи билетов международного сообщения и зал ожидания.
    Кстати, если вы хотите позвонить, то покупайте телефонную карточку, а не жетоны. Карточки едины для всей Польши, и купив их в Варшаве, вы сможете ими пользоваться и в Кракове. (Подробнее о телефонных карточках см. здесь.)

    Если вы ещё не перевели часы, то сверьте их с местными: разница с Москвой - 2 часа назад.

    Если вы голодны - к вашим услугам многочисленные кафе. Не обязательно пользоваться теми, что находятся в главном зале. Большое количество небольших кафе находится в переходах вокзала; есть здесь и просто пункты продажи гамбургеров, хот-догов и пиццы. Достаточно снова спуститься в переход, и пройти по коридорам варшавского вокзала дальше.
    Традиционная еда туриста - McDonalds, что бы выйти к нему - спускайтесь снова из главного зала в переход, поворачивайте налево, а затем - первый поворот направо. Метров через 50 вы увидите вывеску. Есть в переходах и Dunkin Donats, и другие кафе, где готовят не менее вкусно.
    Единственная проблема, которая может у вас возникнуть при прогулках в переходах - как найти дорогу назад. Это не шутка, особенно когда до поезда остаётся всего несколько минут. Поэтому следите за тем, куда идёте. А если заблудились - спросите дорогу к кассам или спуститесь на перроны и сориентируйтесь на месте.

Первый обмен валюты

    Польская валюта - злотый (zloty), делится на 100 грошей (groszy).
    Весной 2004 года за 1 доллар давали примерно 3,90 zl, за 1 евро - 4,60 zl.
    Самый последний курс польского злотого можно найти здесь.

    А вообще, этот курс держится уже довольно долго. 2002 год польский злотый начал с курса 3,95 за 1$. К середине лета он опустился до отметки 4,20 zl за 1$, но потом снова начал набирать силу и к приходу зимы вернулся на первоначальную отметку. А вообще резкий скачок курс польского злотого совершил в 1999 году, когда с отметки 3,40 zl за 1$ (в 97-98 году) от взлетел до 4,00zl. В 2000 году курс доллара и вовсе упал до отметки 4,60zl, но затем "одумался" и уже к 2001 году снова опустился до 4,00zl.

    Обменный пункт по-польски называется "Kantor", или полностью "Kantor wymiany walut". На центральном вокзале в Варшаве с 1999 года "Kantor" находится в переходе (по нему вы шли с платформы) прямо напротив лестницы ведущей в главный зал.
    Курс в "Kantor'е" на вокзале хотя и не самый выгодный, но и не совсем грабительский. Теоретически здесь можно обменять и рубли, но курс поставлен настолько низкий, что менять доллары выгоднее раза в два :-). (Более выгодный курс для рублей - в обменных пунктах расположенных чуть подальше от главного зала, например, в переходе в сторону аллеи Jerozalimskiego.)
    Сколько менять - решать вам. Но вот самый простой расчёт: вам понадобятся злотые для покупки билета на поезд в Краков, билета на городской транспорт в Кракове или оплаты такси, плюс мелочь на первый день. Словом, можно обменять 25$ (на человека), а остальное - в Кракове.
    Однако, если вы приезжаете в субботу - то знайте, что "нормальные" обменные пункты работают только до обеда, а в воскресенье и вовсе закрыты.

      Не забывайте, что для вашей безопасности, менять деньги лучше молча.

    Если у вас кредитная карточка, то к вашим услугам в центральном зале вокзала находятся, по крайней мере, 2 банкомата. Располагаются они в противоположном от касс конце зала.

    Итак, наконец, вы получили на руки Польские злотые...

Покупка билетов из Варшавы в Краков

    Из Варшавы в Краков поезда отправляются каждый час. Впрочем, расписание составляется так, что прибывающие "Полонезом" попадают как раз в единственное "окно", когда перерыв составляет 2 часа. Но самое смешное заключается в том, что в выходные дни отменяется и следующий за "окном" поезд. Поэтому нередко вынужденное ожидание длится более 2 часов.
    Впрочем, тем кто приехал с компанией незачем проводить всё это время на вокзале (см. Пока вы в Варшаве).

    А иногда случается - наоборот, нужно быстро бежать к кассе, т.к. краковский поезд отходит всего через 15 минут после прибытия московского.
    Информацию о времени отправления (если вы почему-то не сделали распечатку дома) проще всего прочесть в большом расписании, что висит над кассами в главном зале. Более подробную информацию можно найти в расписаниях, что висят в главном зале возле лестницы ведущей вниз к поездам, а также на перронах. Вам нужны большие желтые листы с заголовком "Odjazdy". Обычно Краков - это конечный пункт для экспрессов следующих из Варшавы, так что ищите название города в крайней правой колонке. Впрочем, некоторые поезда могут идти и дальше - тогда стоит прочитать информацию и о маршруте.

На какой поезд брать билет?

    Междугородние поезда на таких расстояниях, как от Варшавы до Кракова, бывают 2 видов: "экспресс" и "скорый". Разница между ними в том, что скорые поезда предназначены для "местных" поездок, а экспрессы - для более дальних. Соответственно, "экспрессы" не делают промежуточных остановок, а их скорость как минимум в два раза больше, чем у "скорых". Из внешних отличий следует отметить, что внутри "скорые" выглядят почти как наши электрички, а в "экспрессах" вагон разделен на отдельные купе по 6-8 человек. И билеты на "экспрессы" продают с обозначенными местами, а в "скором" - садитесь, где хотите.
    В дневное время (с 6:00 до 21:00) из Варшавы в Краков идут только "экспрессы", которые домчат вас за 2 часа 35 минут. А ночью придётся воспользоваться "скорым", путешествие на котором растянется более чем на 5 часов.

Вокзал "Варшава-Центральная" с высоты Дворца Культуры и Науки

    Общим является то, что во всех польских поездах вагоны бывают первого и второго класса, для курящих и некурящих.
    Первый класс отличается от второго тем, что в купе первого класса размещаются 6, а второго - 8 человек. По стоимости первый класс дороже почти на 50%. Добавлю также, что вагоны первого класса выделены красными полосами по бокам, а вагоны второго класса - зелёного.
    За "курящий" или "некурящий" вагон доплата не взимается :-).
    В каждом вагоне экспресса находится 2 туалета. С мылом и бумажными салфетками.

    Экспрессы из Варшавы (через Варшаву) в Краков в свою очередь делятся на обычные и фирменные "Inter Sity". Отличаются "Inter Sity" тем, что у них даже во втором классе в купе - 6 мест вместо обычных 8; вагоны гораздо чище, чем в просто "экспрессах"; и один раз вам дают бесплатный перекус: пирожное и сок (чай, кофе). Кстати, второй "перекус", который вам предложат, будет уже за деньги. Стоит "Inter Sity" всего на 10% дороже, чем обычный "скорый".
    Все экспрессы от Варшавы до Кракова идут без остановок.

    Итак, я советую вам найти в расписании ближайший экспресс до Кракова, и взять билет в вагон второго класса; если вы не курите - в вагон для некурящих.
    Билеты на экспресс 2 класса в 2004 году стоили около 15$, (в 2003 году - 14$, в 2000-2001 - около 18$, в 98-99 году ~13$).

    Обычно билеты на поезд есть всегда, и купить их можно хоть за 5 минут до отправления. Исключения составляют рождественские праздники, день поминовения усопших (1 ноября) и самое начало или окончание школьных каникул.
    В такие дни уже за пол часа до отправления может не быть билетов 2 класса. Впрочем, часто на рождественские праздники польская железная дорога делает скидки, и билет 1 класса в такие дни стоит не дороже, чем 2 класс в обычные.

Как можно сэкономить?

    Вы можете немного сэкономить, если возьмёте билет на поезд "без места".
    Дело в том, что стоимость билета в Польше включает в себя стоимость проезда и стоимость самого "места" (miejscowka). Если во время поездки вы не занимаете сидячего места, то и не обязаны за него платить.
    В этом случае вам не за чем покупать билет в кассе. Вы можете просто сесть в поезд (без билета), и потом купить билет у контролёра-кондуктора. Это не является нарушением правил, поэтому никаких штрафов с вас не возьмут.
    Единственное неудобство - всю поездку вам придётся стоять в коридоре или примоститься в тамбуре.
    Но для тех, кто решил экономить каждый цент - это тоже способ сократить свои расходы.

Скидки на билеты

    Никаких скидок для иностранных студентов, в том числе по картам ISIC, на польской железной дороге не дается. (Если, конечно, вы не учитесь в Польше; но тогда вы получаете скидку на польскую "студенческую легитымацию".)
    Иностранные дети имеют право на скидку только во время школьных каникул или новогодних праздников, и только на основании документа, подтверждающего что ребёнок учится в школе. Это не мой бюрократический язык, а идиотизм местных правил. Просто так ребёнок школьного возраста скидку не получит - у него обязательно должен быть документ, удостоверяющий, что он является учеником школы. В связи с этим правилом всегда возникает множество проблем с детьми из стран, где детям не выдают специальные школьные удостоверения.
    Так что во избежание неприятностей, поинтересуйтесь у главного кассира, имеет ли ваш ребёнок право на скидку по имеющемуся у него документу. В случае, если вы уверены в совей правоте - купите ребёнку билет со скидкой, но приготовьтесь доплатить контролёру разницу до стоимости полного билета.

    Кстати, в кассе любому могут продать билет с любой скидкой. Но при проверке билетов в поезде вы должны будете показать контролёру документ, дающий право на льготу.

Телефонный звонок из Варшавы. Домой или другу

    Прямо на вокзале вы можете купить телефонную карту, например, что бы позвонить домой, сообщить, что всё в порядке, или предупредить польских друзей во сколько вас встречать на вокзале.
    Купить карточку можно на почте - она находится под лестницей ведущей на второй этаж. В воскресенье почта закрыта, но работает газетный киоск по соседству; не ищите телефонную карту на витрине, а сразу попросите её у продавца. Скажите "Попроше картэ телефоничнон" или просто по-русски: "карта до телефона".
    Телефонные карты едины для всей Польши, поэтому купив карту в Варшаве вы сможете пользоваться ею и в Кракове.
    Подробнее о телефонных картах можете прочитать здесь.

Пока вы в Варшаве. Панорама города

Панорама Варшавы с обзорной площадка Дворца Культуры и Науки

    Даже если вы находитесь в Варшаве проездом, и всё, что вам нужно - лишь пересесть на другой поезд, всё равно иногда придётся час-другой проводить в ожидании поезда. Обычно это время проводят в зале ожидания на вокзале, но есть способ лучше.
    Рядом с вокзалом расположено высотное здание Дворца Культуры и Науки (PКiN), построенное Советским Союзом и подаренное Польше в 1955 году, к проходившему в Варшаве Международному Фестивалю Молодёжи и Студентов.
    На верхних этажах этого здания находится обзорная площадка, с которой открывается прекрасная панорама на город. Так что если вам не жаль 15 zl (это около 4$), можете взглянуть на польскую столицу с высоты птичьего полёта.

    Правда, если вы путешествуете в одиночку, у вас будут также расходы на камеру хранения. А стоит она довольно дорого: 8 zl ( 2$ ) в час за большую сумку.
    Кстати, когда оставляете вещи в камере хранения, постарайтесь запомнить, где она находится. Ибо искать её потом, за 10 минут до отправления поезда - занятие не из приятных.
    Разумеется, путешествуя компанией, удобнее всего оставить присматривать за вашими вещами любителей "тихого отдыха".

Дворец Культуры и Науки (PKiN)

    Итак, из главного зала вокзала выходите налево (если смотреть на кассы), и сразу же увидите здание похожее на знаменитые московские высотки. В подземных переходах легко заблудиться, поэтому лучше идти к цели прямо через улицу.
    Нужный вам вход в здание находится с противоположной от вас стороны: со стороны торговых рядов. Касса находится прямо на первом этаже.

    Билет стоит 15 zl. Для детей и студентов действует 50% скидка. В стоимость посещения входит также посещение музея восковых фигур, высотного кафе, и т.п.
    Сначала вы проходите в зал музея восковых фигур.
    Стоит отметить, что фигуры здесь высокого качества - все очень похожи на оригиналы.
    Из наших лидеров здесь есть Горбачёв вместе с женой, и президент Путин. Представлены также лидеры стран антигитлеровской коалиции и сам Гитлер. Среди прочих есть четвёрка "Битлз"; и даже… персонажи "Тайной вечери".

    Пройдя зал музея восковых фигур (дорожка проложена так, что вы последовательно переходите от одного экспоната к другому - так что не заблудитесь), вы попадаете в вестибюль, откуда на лифтах поднимитесь на верхние этажи. Не пытайтесь нажимать на кнопку вызова: к услугам экскурсантов лишь два лифта, управляют которыми лифтёры.
    Наконец, вы оказываетесь на обзорной площадке, с которой открывается обзор на четыре стороны света. К вашим услугам также платные подзорные трубы. А кроме того, есть иллюстрированное краткое описание того, что вы видите, правда, не на русском языке.
    Нет смысла описывать панораму, лучше посмотрите фотографии.
    На обзорной площадке находится и "Нескафе-кафе", которое входило в стоимость билета. Правда за всё придётся платить уже из собственного кармана.

    Это всё. В центре города, кроме как на современные небоскрёбы, смотреть, в общем-то, не на что. За торговыми центрами располагаются довольно серые улочки. И только пройдя значительно дальше вы, наконец, выйдете на живописную улицу под названием "Краковские предместья" (как видите, и здесь, все самое хорошее связано с Краковом; а краковяне говорят, что "все плохое приходит к ним с Варшавы"). Но это уже совсем другая история...

Поездка Варшава-Краков

    Перрон (peron) с которого отправляется поезд можно узнать как в желтых листах расписаний поездов, так и на электронном табло "Odjazdy", висящем над лестницей ведущей из главного зала на перроны.
    В расписании после указания времени отъезда стоит римская цифра. Это и есть номер перрона (peron; не перепутайте его с номером пути - tor). Обратите внимание, что в расписании есть три столбика времени отправления. Дело в том, что в нём указывается также время для вокзалов Варшава-Восточная (Warszawa-Wschodnia) и Варшава-Западная (Warszawa-Zachodnia). А вам нужен средний столбик, в заголовке которого написано "Warszawa-Centralna".
    В расписании в нижней сроке для каждого поезда часто встречаются дополнительные обозначения. Цифры (могут быть от 1 до 7) означают день недели, когда поезда отправляются. Стоит отметить, что многие поезда отменяются накануне рождества, в новый год и на пасху - для этого придуманы многочисленные дополнительные значки, способные запутать каждого, кто не знает польского языка.

    Подождать поезд можно в зале ожидания, расположенном на втором этаже вокзала. Подняться туда можно по лестнице, находящийся в противоположном от касс конце зала.

      Любителям табака следует помнить, что на железнодорожных перронах запрещено курить. Если вы закурите - к вам подойдёт полицейский, и безо всякого предупреждения потребует заплатить штраф.
    Так что курите в поезде, курите возле вокзала, но только не на перроне.

Лестница. Первое, что вы увидите, приехав в Краков

    В ожидании поезда вы можете заранее перейти в нужный сектор (каждый перрон разделён по длине на 4 сектора). Для этого найдите план размещения вагонов поездов. Обычно такие планы висят на перронах рядом с расписаниями прибытий и отправлений (это листы с бело-жёлтыми столбцами, на которых нарисованы паровозы и вагоны). Планы могут быть для международных и местных поездов, поэтому если вы нашли такой план, но на нём только заграничные поезда - поищите аналогичный план с другой стороны стенда с расписанием.
    Впрочем, хочу предупредить, что нередко количество вагонов сокращается, и сектора сдвигаются, так что не стоит верить этим планам на все 100%.
    Незадолго до момента, когда поезд въедет на станцию, делается объявление какой вагон в каком секторе останавливается. (Хотя понять это объявление тому, кто не знает польского, обычно невозможно.)

    Поезда подаются всего лишь за 10-15 минут до отправления, и иногда они опаздывают с прибытием. Так что не видя поезда, не нервничайте раньше времени. Надпись на табло появляется обычно за 15 минут до прихода поезда. Следите за реакцией окружающих и сохраняйте спокойствие.
    Не исключена ситуация (хотя сегодня такого практически не бывает), что ваш поезд прибывает на другой путь. Так что слушайте объявления, а если не понимаете по-польски - следите за реакцией ожидающих.

Размещение в поезде

    Входя в купе, не забудьте поприветствовать ваших попутчиков, сказав им "Джень добры" (Dzien dobry - добрый день)..
    Большие сумки и чемоданы нужно разместить на верхних полках. Если вся площадь полок уже занята, и вы видите, что сделано это было не рационально - не стесняйтесь предложить попутчикам перераспределить их багаж: например, плоские чемоданы поставить "на попа", а какую-нибудь бесформенную сумку положить поверх другой. Никогда никто не протестует против такой рационализации, а скорее наоборот, среди ваших новых соседей вы найдёте помощников.

Тоннель, 40 минут от Кракова    Дорога от Варшавы до Кракова на экспрессе занимает 2 часа 35 минут.
    Не забудьте, что в InterCity один раз кормят бесплатно (второй - за деньги), а в обычных экспрессах за всё надо платить. Когда официант приносит бесплатный перекус, он предложит вам на выбор кофе, чай или сок.

    Вообще, вагоны в польских экспрессах довольно комфортны.
    Единственный неприятный момент поездки заключается в том, что летом, в особо сильную жару, вентиляция с ней не справляется. Но эта проблема легко решается, если выйти в коридор и открыть окно. ;-)
    Однако не забывайте, что в жару от любого сквозняка очень легко простудиться. Не стоит высовываться, можно просто высунуть в окно руку, поверьте моему опыту - это прекрасно охлаждает.

    Если вы успели проголодаться - к вашим услугам вагон-ресторан. В отличие от наших, где посетители садятся, и ждут официантов, к польским вагонам-ресторанам больше подходит определение "буфет". В вагоне вдоль одной стены располагается ряд столиков за которыми можно кушать стоя, и рядом с каждым - ряд кресел на тонкой ножке, как у барных стоек.
    Вы сами подходите к окну буфета, называете блюдо, платите, и затем ждёте пока его приготовят.

    Если в вагоне-ресторане, нет свободных мест, а сидящие за столиками уже закончили свою трапезу и теперь просто сидят и мило беседуют - скажите об этом буфетчику, и тот вежливо попросит посетителей освободить места для новых клиентов. Здесь это в порядке вещей.

    Примерно за 40 минут до прибытия в Краков поезд проезжает тоннель (станция "Tonel"). На пол минуты погружаясь в темноту. По времени проезда тоннеля можно определить на сколько точно идёт поезд.

    Опоздание минут на 15, по моим наблюдениям, вполне нормальное явление. Впрочем, как им приезд 5-10 минут раньше.

    Кстати, в 2002 году после реконструкции открылся обновлённый вокзал Krakow-Plaszow. И теперь даже экспрессы прибывающие в Краков делают две остановки: первую - на центральном вокзале Krakow Centralny [Кракув Центральны], а вторую на Krakow Plaszow [Кракув Плашув].
    Вам нужна первая остановка - Krakow Centralny.

Покупка обратного билета

Главная почта в Кракове
Здание Главной почты в Кракове

    Если у вас нет обратного билета на поезд из Варшавы домой, его можно купить не только в польской столице, но и в Кракове (впрочем, как и в любом другом польском городе - все кассы связаны в единую компьютерную сеть). На варшавском вокзале можете просто посмотреть расписание, чтобы точно знать на какой конкретно поезд потом просить билет.

    Впрочем, даже если вы этого и не сделаете, в самом Кракове вам все подробно расскажут, т.к. очередь у заграничной кассы там обычно состоит всего из одного человека.
    Между прочим, если брать обратные билеты из Кракова до Варшавы вместе с билетом из Варшавы до "заграницы", то оба билета купленные вместе обойдутся вам дешевле, чем по отдельности.
    Кстати, покупая обратный билет в Польше, вы попадете в "польский" вагон, а не возвращаетесь домой вместе с нашими мешочниками (только поймите меня правильно).

    Замечено также, что билеты из России до "заграницы" стоят почему-то дороже, чем из "заграницы" в Россию. После кризиса 98 года эта разница уменьшилась, но всё же осталась.
    Так, например, билет на поезд из Москвы в Варшаву стоит столько же, сколько билеты на оба поезда из Кракова в Варшаву и из Варшавы в Краков вместе (получается, что билет из Кракова в Варшаву вы получаете даром).

    Ещё раз обращаю внимание на то, что если Краков - промежуточный город Вашего путешествия, помните, что обратный билет в Россию вы сможете купить в кассе любого города.

    А в Кракове для этих целей существует специальная "Заграничная касса". В 2001 году её заботливо поместили в самый дальний угол кассового зала, подальше от входа. Эту кассу вы сразу узнаете по надписи "Kasa zagraniczna" и отсутствию длинной очереди.
    Если к заграничной кассе вытянулся длиннющий хвост - это просто неровная очередь к соседнему окну. ;-)

    Планируя на каком поезде уехать из Кракова, стоит иметь ввиду, что большинство экспрессов проходит через всю страну, и Варшава для них лишь промежуточная остановка. Поэтому ищите в расписании не только поезда в Варшаву, но и в Гданьск.
    Кстати, такой экспресс не обязательно отправляется из Кракова, а вполне может идти из более южной местности.

    Выбрав нужный поезд, вы подходите к кассе и называете ваш конечный пункт, номера поездов из Кракова и Варшавы и время их отправления. Кроме того, что вы хотите вагон второго класса, можете добавить, например, "вагон для некурящих, по ходу движения".
    Кассир может поинтересоваться, для кого покупается билет. На это ему нужно назвать лишь пол путешествующего - женщина или мужчина. Хотя из личного опыта скажу, что это не значит, что потом к мужчине не подсадят женщину и наоборот.
    А вот документов с собой при покупке билета приносить не нужно. Здесь, в отличие от наших касс, никого не интересует есть у Вас виза или нет - это будут Ваши проблемы. И, конечно, билет не является именным.
    Итак, кассир выдаёт вам 3 билета: 1) билет от Кракова до России (книжка), 2) бронь места в поезде из Кракова до Варшавы, 3) бронь места в поезде из Варшавы в Россию. Кондукторам в обоих поездах нужно предъявлять два билета - общий и на конкретное место.

    Кстати, интересный случай произошёл со мной в поезде Краков-Варшава.
    Утро, путь не близкий… я решил вздремнуть. Сквозь сон я слышал, как пришёл контролёр, и начал проверять билеты, но решил ради интереса посмотреть: каким образом он меня разбудит?
    Оказалось… никаким! Контролёр меня вообще не стал будить, очевидно, посчитав, что если всем достались места, значит и у меня должен быть билет. Так и хранится в моей коллекции непрокомпостированный билет "Краков-Варшава".

    Обратите внимание на то, что утренний экспресс через Краков (Краков - не первая его остановка) иногда может опаздывать на пол часа. Так что будучи на перроне, не волнуйтесь понапрасну. Но если вы должны где-то делать пересадку на другой поезд - берите билет с учётом возможного опоздания.

    Если всё же поезд опаздывает в Варшаву буквально на 5 минут, и вы не успеваете сделать пересадку - есть шанс "поймать убежавший поезд". Это, к сожалению, не относится к поездам идущим на восток, но успеть на "убегающий" поезд в Западную Европу таким образом можно.
    Способ заключается в том, что бы в Варшаве выйти не на станции "Варшава-Центральная", а на первой же остановке - "Варшава-Западная". Все поезда в Западную Европу после "Warszawa-Centralna" делают остановку на "Warszawa-Zachodnia", где вы и сможете их поймать.

За сколько дней нужно брать билет?

    Раньше я писал "за сколько хотите". Но в последнее время ситуация изменилась.
    Хотя обычно билеты есть всегда - их можно взять хоть за день до выезда, но иногда случается, что по неясным причинам внезапно пропадают все билеты на выходные дни. При чём как во втором, так и в первом классе.
    И происходит это далеко не в "критические дни" для покупки, а абсолютно вне сезона. То ли количество "мешочников" в эти дни возрастает, то ли ряд спортивных команд вдруг устремляются в Россию, но факт остаётся фактом - билетов не достать.

    Поэтому для вашего личного спокойствия - лучше не откладывать покупку билетов на последние дни. А ещё лучше, если у вас достаточно наличных, или есть кредитная карточка - купить обратный билет сразу же по приезду.

    Впрочем, хочу вас успокоить, если не удаётся купить билет на пятницу и субботу (что бы в воскресенье вернуться в Москву), то уж на воскресенье билет точно будет.

Вы едете из Праги...

    Из Праги в Краков идет прямой поезд со спальными вагонами. Отправляется он из чешской столицы в половину девятого вечера, и прибывает в Краков в пять утра. Раньше билет стоил примерно 800 CKr, для студентов 700 CKr.
    Хотя лично я советую вам сделать наоборот - сначала посетить Краков, а уже потом ехать в Прагу.
    Кстати, местные спальные вагоны не такие благоустроенные, как на поездах из России - здесь нет раковины, да и стенки, смотрящие в коридор, прозрачные. Пограничники приходят среди ночи, причем практически одновременно чешские и польские, но не заставляют вас показывать свои вещи. "Шмонать" могут только местных ;-).
    Исходя из личного опыта, могу посоветовать в ночь предшествующую переезду постараться хорошенько выспаться, если с 5 часов утра до полудня (начала гостиничных суток) вам придется "осматривать город".
    Еще в Праге вы можете позаботиться о покупке начальной суммы польских злотых. Ибо в пять утра в Кракове все нормальные обменные пункты закрыты, и работает лишь одна "хитрая" контора у центрального вокзала, где курс покупки валюты на 10% ниже, чем везде.
    В Праге польскую валюту можно купить в солидных конторах, отличить их можно по большим окнам и просторным офисам, например, на Вацлавской площади. Курс обмена Злотый:Крона в 2002 году - 1:7,7 (в 98 году был 1:10, в 99-м: ~1:9). Кстати, польский злотый сокращается как "PLN".
    Если у вас кредитная карточка - ваши дела лучше. Банкомат есть в зале ожидания на вокзале, и в торговых рядах напротив вокзального здания.
    Городской транспорт ко времени прихода Пражского поезда уже работает. (См. "Покупка билетов".) К вашим услугам также такси, стоянка которых находится на крыше вокзала. Средняя цена поездки до "средне удаленной" гостиницы от вокзала ~15 zl. В отличие от Праги, здесь таксисты берут оплату строго по счетчику. (См. "Такси".)

Прямые поезда в Краков из разных стран

Железнодорожный вокзал в Кракове    Из России прямых поездов до Кракова нет. Есть поезда с Украины - из Киева и Одессы (через Львов).
    Напрямую в Краков можно доехать поездами из дальнего зарубежья: из Братиславы (отъезд в 14:50, приезд в 23:10), Будапешта (21:05 - 7:44), Берлина (Zoo) (19:36 - 6:36). Ночные поезда обязательно спальные, так что вы при этом даже экономите на оплате гостиницы за один день :-).
    Расписание поездов из Кракова в Европу в 2000 таково: в Берлин - отъезд в 10:28, приезд в 19:02, а также поезд в 21:37, с приездом в 8:02, в Братиславу - 14:20-22:26, в Будапешт - 23:03-9:27, в Прагу 21:59-6:31. Билет, например, до Праги стоит около 25$. На международные рейсы действует скидка по карточке ISIC.
    В Киев можно добраться поездом N 51. От отходит в 13:40, и приезжает в украинскую столицу на следующий день в 11:21.
    (Время приезда-отъезда от года к году может меняться в пределах 10 минут.)

Обратный путь. Граница

    На обратном пути польские пограничники вновь из любопытства поинтересуются откуда вы едете.Их интересует не город, а только страна. Отвечайте: "- Из Польши".
    Иногда в них просыпается и рабочая совесть, тогда пограничник попросит вас показать ваучер или приглашение по которому вы въезжали. В таком случае будьте готовы к объяснениям. Можно сказать, что вы потеряли ваучер, и показать счёт из гостиницы. Тогда взяв с вас штраф в 100 zl вас отпустят.
    Наши пограничники приходят сразу же после пересечения границы. Вместе с ними идут и таможенники. На сей раз вам снова нужно заполнить декларацию.
    При въезде в страну задача таможенников - взять пошлину с "челноков". Поэтому если вы не ввозите закупленные товары в промышленных количествах - на вопросы таможенника (обычно это, кстати, таможенница) что везёте - отвечайте "Ничего".
    После того, как пограничники с таможенниками прошли и поезд тронулся больше никаких проверок и контролей не будет. Поэтому знающие люди просят проводника запереть купе, а сами отправляются в Брест посидеть в каком-нибудь кафе, пока будет продолжаться процедура смены колёс.
    Если вы не очень любите незнакомые кафе в незнакомом городе, можете ещё раз посмотреть на смену колёс. А заодно оценить услуги белорусского сервиса. Ибо как только уходят пограничники в поезд заползают многочисленные торговки. Ассортимент довольно неплохой: водка, пиво, курица, картошка, газировка. Я не могу отвечать за качество предлагаемых продуктов, но пока, похоже, никто не отравился. :-)
    При покупке обязательно нужно торговаться - и цены обычно снижаются. Так, если водку сначала предлагают за 20 злотых, то потом за 15, 12, и в конце концов - за 10.
    Любители житейских историй при покупке чего-либо могут бесплатно получить рассказ о нелёгкой жизни в братской Белоруссии.

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы; Практическая часть: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Туристическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню© 1997- 2002, Калашников Николай
list@krakow.ru
Цены и таможенные правила обновлены весной 2004 года.
Последнее обновление: ноябрь 2002
 www.krakow.ru
Сайт управляется системой uCoz