Казимеж

Немного истории
Костёл Паулинов на Скалке
Костёл Св. Катарины
Этнографический музей
Костёл Тела Господнего
История еврейского Казимежа
Улица Шерока
Старая синагога
Отдохнуть и перекусить
Синагога Поппера
Синагога Рему
Новое кладбище
Синагога Темпель
Центр еврейской культуры
Костёл Бонифратов


    На этой экскурсии мы пройдём от Вавеля по набережной Вислы до костёла Паулинов на Скалке, далее до ратушной площади Казимежа, посетим собор Тела Господнего, осмотрим достопримечательности еврейского Казимежа, посетим еврейские кладбища, и затем выйдем к мосту Пилсудского (к началу экскурсии по району Подгуже).
    Предлагаемая мною экскурсия объединяет две стандартные туристические трассы: "Трасса Св. Санислава" (Trasa Sw. Stanislawa) и "Трасса еврейских достопримечательностей" (Trasa Zabytkow Zydowskich). Но я считаю, что вполне органично было бы их совместить в одну.

    Однако, если у вас мало времени, вы можете посетить только Казимеж, или ограничиться трассой Св.Станислава. Экскурсия начинается здесь.

    А для тех, кто спешит, я расскажу как добраться сразу же до основных достопримечательностей еврейского Казимежа...
    В самое сердце Казимежа (т.е. к главным достопримечательностям) можно проехать из центра города трамваями 1, 3, 7, 13, 19, 24 по улице Starowislna (Старовищльна) до остановки "ul. Miodowa" (ул. Мёдова).
    От памятника Мицкевичу на Рыночной площади вы пойдёте прямо по улице Sienna (Сенна), она проходит справа здания магазина EMPiK, до конца. Выходите к жёлтому зданию Главной Почты (Poczta Glowna), и проходите несколько метров левее. Остановка находится напротив здания почты (не переходите через трамвайные пути).
    Итак, садитесь на трамвай и проезжаете две остановки (ваша - следующая за аллеей).
    Выйдя на остановке "ul. Miodowa" (ул. Мёдова) идите направо (если смотреть по направлению трамвайных путей). Затем свернёте на маленькую дорожку идущую по диагонали налево (для ориентира - чётко позади вас останется дом с вывеской "Philips".) Дорожка выведет вас на ул. Szeroka (Шерока).
    Далее см. улица Шерока.


Немного истории

    Сегодня это один из районов Кракова, но до 1800 года он был отдельным городом, окруженным Вислой. Были у горда и оборонительные стены, почти не сохранившиеся до наших дней, и своя ратуша, и т.д. 
    Город Казимеж был основан в 1335 году королем Казимиром Великим, с именем которого и связано его название. В изначально христианском городе с конца XV века стали поселяться евреи, и постепенно город превратился в еврейский пригород Кракова, что наложило отпечаток на его архитектуру. В течение 400 лет Казимеж был практически еврейским городом. Поэтому сегодня здесь находится больше синагог, чем католических костелов. 
    После утраты Польшей независимости в 1800 году, когда эта часть Польши перешла к австрийцам, город был объединен с Краковом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом районе Кракова есть Краковская улица. Оборонительные стены Казимежа были снесены в первой половине XIX века. Впрочем, их фрагменты еще можно видеть, например, на улице Podgуrska [Подгурска], выходящей на набережную Вислы. 

    В Казимеже, и близлежащем районе Podgorze [Подгуже] снимались сцены для фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера". 

     До рыночной площади Казимежа можно дойти от Главного Рынка по ул. Гродской до Вавеля, а затем налево по ул. Stradomska [Страдомска], переходящей в ул. Krakowska [Краковска]; или доехать трамваями № 6, 8, 10 до остановки "plac Wolnica". 

    Если вы находитесь рядом с Вавелем, предлагаю другой, более приятный путь: вдоль по набережной Вислы (bulwar Czerwieсski), налево.

    На другой стороне Вислы вы видите здание необычной формы - это дом японской культуры Мангха (Mangcha). А напротив него - новая достопримечательность Каркова - памятник собачей верности (там, где кончается улица Smocza).
    До недавнего времени в Европе было лишь два памятника собаке: в Швейцарии - в честь собаки-спасателя, и в Эдинбурге - в память собаки, которая спасла монастырь от пожара. Теперь появился третий - в Кракове.
    Это памятник собачей верности. Пёс по кличке Джок целый год ждал на Грюнвальдском кольце (rondo Grunwaldskie - транспортная развязка в Кракове) своего хозяина.
    По информации Ассоциации друзей животных Кракова, его хозяин, вероятно, скончался от сердечного приступа в тот момент, когда проезжал на машине по этой площади. Пес практически жил на площади в ожидании хозяина девять месяцев. Он стал любимцем жителей окрестных домов.
    Работники коммунальной службы пытались была пристроить его в приют для бездомных собак, но Джок не давался им в руки.
    Взрослые и дети приносили ему еду. Через год Джок все же сам выбрал себе новую хозяйку - старую учительницу географии Марию Муллер. Когда же и она умерла, Джока передали в собачий приют, откуда он сбежал и бросился под поезд.
    Памятник скульптора Бронислава Хромого (Bronislawa Chromego), выполненный из песчаника, представляет собой протягивающую лапу собаку в окружении заботливых человеческих рук поставлен в 2001 году.

    От памятника мы спускаемся к Висле (подальше от опасного перехода), проходим мимо кафе-пристани (Впрочем, почему мимо? Мы можем задержаться здесь.), под Грюнвальдским (Grunwaldski) мостом, затем снова поднимаемся на пригорок и выходим к костелу св. Михаила и Станислава на Скалке (Sw.Michala i Stanislawa na Skalce), что принадлежит находящемуся рядом монастырю Паулинов.
    На другой стороне Вислы вы видите отель "Форум" - самый большой отель советских времён.
    А мы проходим во двор монастыря, вход в который находится на углу улиц sw. Stanislawa и Paulinska, это единственные в этом месте улицы с проезжей частью.

    Пройдя мимо кафе-пристани, под Грюнвальдским (Grunwaldski) мостом вы выходите к костелу св. Михаила и Станислава на Скалце (Sw.Michala i Stanislawa na Skalce), что принадлежит находящемуся рядом монастырю Паулинов. (На другой стороне реки - отель "Форум"). Вход во двор монастыря находится на углу улиц sw. Stanislawa и Paulinska, это единственные в этом месте улицы с проезжей частью. 

Костёл Паулинов на Скалке

    Скалка - это небольшое взгорье на берегу Вислы на котором ещё до XI века был культовый центр Вислян (проживавшей здесь народности). В XI веке здесь была построен небольшой романский костел, который в 1079 году стал свидетелем одного из известнейших и загадочнейших убийств в истории Польши.
    Легенда гласит, что польский король Болеслав Смелый обрёк краковского епископа Станислава из Щчепанова (Stanislaw z Szczepanowa) на смертную казнь: во время ссоры король попросту отрубил епископу голову мечом. Затем тело было вынесено на улицу и разрублено на куски.
Останки мученика были выброшены в пруд неподалёку от костёла; другая легенда утверждает, что их сбросили в Вислу. Как бы там ни было, похоронили его в костёле на Скалке, и через 10 лет в 1089 году останки перенесли на Вавель.
    Самое главное, что по легенде тело разрубленное на части вновь чудесным образом срослось. И в этом виден символ судьбы всей Польши: что раздробленное на части государство вновь соединится в одно целое. В 1253 году Станислава канонизировали; и с тех пор, благодаря символичному воссоединению, он считается покровителем Польши.

    В память о том событии в день св. Станислава (8 мая) со Скалки к Вавелю проходит процессия во главе с примасом Польши. Оригинальный памятник святому находится перед костелом, в центре небольшого пруда.

    Здание монастыря, которое вы видите, было построено в 1751 году архитекторами Антони Мюнтцером и Антони Солари. В подземелье костела находится Национальный пантеон. В нем покоятся такие знаменитости, как художники Станислав Выспянский, Генрих Семирадский и Яцек Мальчевский, поэты Теофил Ленартович и Адам Аснык, писатель Юзеф Игнацы и знаменитый летописец Ян Длугош.

Костёл Св. Катарины

    После посещения костела св. Михаила и Станислава на Скалке мы пройдём дальше от Вислы по улице Skaleczna [Скалечна]. Кстати, обратите внимание на кованные элементы ворот.
    По левой стороне улицы вы увидите монументальный костел св. Катажины (Sw. Katarzyny) при монастыре Августианов. Его здание видно и от памятника св. Станислава.

Улица Скалечна

    Обратите внимание, что на этой тихой тупиковой улице, по которой машины проезжают, наверное, один раз в день, находится обозначенный пешеходный переход. Честно говоря, я так и не понял, зачем он нужен.

    Костел св. Катажины был заложён королём Казимиров Великим (Kazimierz Wielki) во искупление греха - за убийство ксёндза Марчина Барычки (Macin Baryczka) в 1349 году.
    Имевший горячий темперамент и бесчисленных любовниц Казимир настолько погряз в пороке, что его упомянул в своей проповеди краковский епископ Бодзанта (Bonzadta). Король разгневался на епископа, а несчастного Барычку, который и передал ему слова епископа приказал посадить в мешок и выбросить под лед на Вислу.
    Останки ксёндза потом выловили простые люди и похоронили затем в костеле Св. Катаржины.

    На самом деле строительство началось ещё в 1343 году, и продолжалось до начала XVI века.
    Монументальный главный алтарь создан в 1634 году. Главным его украшением является картина "Мистическое обручение св. Екатерины" художника Анджея Веннеста (Andrzej Weneste), написанная в 1674 году.
    Здание костёла - одно из прекраснейших творений готической архитектуры.

    Орган, который находится в нём считается самым лучшим в Кракове!!!

    К сожалению, когда нет служб, этот костёл закрыт. Поэтому что бы насладиться органом нужно прийти сюда либо на утреннюю, либо на вечернюю службу.

    В первой половине XIX века из костёла сделали склад, просуществовавший там до второй половины XIX века, когда костёл вновь вернулся к своему предназначению и был обновлён.
    Монастырский орден в 1950 году был распушен, и только в 1989 году костел вновь перешел к нему.

    После посещения костела св. Катажины мы проходим дальше по той же улице (ul. Skaleczna), и выходим на улицу Krakowska [Краковска] (её вы не спутаете, потому что по ней проходят трамвайные пути).
    Кстати, слева от нас, в доме №27 находится "Дом Нюренбергский" (Dom Norynberski), известный также как "Дом под тёмной звездой". Нюренбергский дом основан в 1996 году для осуществления "более тесных контактов" с городом-побратимом Кракова - Нюрнбергом.

    А мы проходим один квартал направо к бежевому зданию с башней (это ратушная башня), переходим через улицу, и вот мы - на Рыночной площади Казимежа. Сейчас она называется plac Wolnica [плац Вольница].
    Главное здание здесь, конечно, ратуша. Сооружена она была в 1414 году, затем неоднократно перестраивалась аж до 1620 года, когда наконец приобрела вид близкий к современному.

    В свое время она находилась в центре большого рынка, размером 195х195 метров. Но после того, как часть площади была застроена и осталась лишь ее половина, ратуша оказалась стоящей в конце площади. Вид, который открывается на неё с этой стороны придал её в 1875-1877 годах архитектор Филип Покутыньски (Filip Pokutynski).
    Ратуша выполняла свои функции до 1791 года, пока город не вошёл в состав Кракова.

    С 1947 года в ее здании находится очень интересный Этнографический музей со множеством экспонатов из жизни простых людей в южной Польше.

Этнографический музей 

    Вход, если смотреть с площади, находится в левом торце здания ратуши. 
    В этом музее нет рыцарских замков или доспехов. Здесь собраны экспонаты из жизни простых людей. 
    Экспозиция располагается на трех этажах. 
    На первом этаже, входя в каждую комнату, вы словно попадаете в отдельную избу. Здесь воссоздано все их убранство, вплоть до деревянных стен; вся характерная обстановка. Вы можете "зайти" на маслобойню, мельницу, в гончарную мастерскую, или жилую комнату. 
    На втором этаже вас встречает длинный коридор, где выставлены национальные костюмы жителей различных частей Польши. Костюмы выставлены парами - женский и мужской. Рядом с каждым экспонатом - карта, где отмечена местность для которой характерны эти наряды. 
    В других залах вы увидите экспозицию посвященную национальным праздникам. Здесь показаны и костюмы ряженых, при чем очень своеобразные, и фотографии с реальных празднований. Выставлены также пасхальные яйца с типичными для различных частей Польши раскрасками. 
    В следующей комнате вас встречает очень красивая коллекция шопок. Шопки - это "рождественские домики". Изначально они создавались как декорации для рождественских кукольных спектаклей, но затем искусство взяло вверх. И вот теперь это настоящие шедевры - изысканные дворцы, только уменьшенных размеров. 

    Между прочим, каждый год накануне рождества на Рыночной площади у памятника Мицкевичу проходит конкурс строителей шопок. 
    Кроме этого, на втором этаже представлены различные предметы народных промыслов. 
    На третьем этаже музея устраиваются временные выставки. Здесь так же собрана коллекция "народных" икон Божьей матери. (А надо сказать, что у католиков Божья мать почитается выше, чем ее сын.) Художественной ценности эти иконы не представляют, но по ним интересно проследить эволюцию иконописи "на продажу". Рядом в зале выставлены "kaplicy" - столбики с фигурками святых или Христа. 
    Некоторые экспонаты представленные здесь могут вызывать улыбку, но это и есть "продукция для простого народа". 
    Входной билет в музей стоит 4 zl (со скидкой - 3 zl).
    В конце рыночной площади Казимежа находится фонтан "Три музыканта" Бронислава Хромого.

Костёл Тела Господнего

    Украшает ансамбль рыночной площади возвышающийся над ней величественный костел Тела Господнего (Bozego Ciala). Основателем костела был сам король Казимир Великий. Строительсвто началось в 1340 году и продолжалось до начала XV века.
    Костел выходивший на рыночную площадь, главную площадь города, просто обязан быть великолепным. Он действительно огромный и очень красив внутри. Обязательно посетите его.
    В составе огромного алтаря, созданного в 1634-1637 годах находится картина "Поклонение волхвов" Томассо Долабелла, придворного художника короля Зигмунта III (Zygmunt III).
Кроме этого костел украшают крупные полотна художника Лукаша Поребского. (Lukasz Porebski). По бокам находятся резные лавки XVII века.
    В северной части костёла находится каменный алтарь XVII века с реликвиями Бл. Станислава Казимирчика (bl. Stanislaw Kazimirczyk).
    Вот только увидеть здание костела полностью во всем своем великолепии практически невозможно из-за плотной городской застройки.

    Проходим дальше, до первого поворота налево. Здесь, на углу, находится старинное здание школы.
    (Обратите внимание, что на ней висит не одна табличка "Школа", а несколько: "Начальная школа" (Szkola podstawowa) и "Лицей" (Liceum ogolnokosztalcacy). Дело в том, что школьная реформа 1999 года разделила школу: если раньше "Школа" была с 1 по 8 класс, а затем можно было продолжать обучение ещё 4 года в лицее, то теперь обязательно образование только с 1 по 6 класс, а сразу потом начинается "Лицей", куда, кстати, надо ещё сдать экзамен. И вот сегодня зачастую под одной крышей существуют и "Школа" и "Лицей")

    Здесь мы поворачиваем налево, и проходим мимо школы по улице Waska [вонска] или "узкая"..
    Дома на правой стороне улицы имеют далеко не презентабельный вид, но это проблема отсутствия хозяина, о чём я скажу позднее. А мы, тем временем, входим в Старый Казимеж.

История еврейского Казимежа

    Краковский Казимеж - особое христианско-еврейское место.
    Вообще, евреи появились в Казимеже во второй половине XIV века, и до начала XIX века жили обособленно, своим "еврейским городом", в границах улиц Miodowa [Мёдова], Sw.Wawrzynca [св.Вавжиньца], Waska [Вонска], Jozefa [Юзефа] и Bozego Ciala [Божего Чала]. Это был автономный анклав Oppidum Judaerum, управляемый раввинами и старшиной, над которым стоял только король, или исполняющий его волю краковский воевода.
    Так они и жили собственным автономным районом, называемом "гетто". Так что "гетто" - изобретение не немецко-фашистское, а совсем даже наоборот.

    Постепенно сам Казимеж расширялся, включая в свой состав соседние деревни.
    Развитие города приостановилось в XVII столетии. В 1655-1657 годах Казимеж занимают шведские войска, а во второй половине XVIII века - российские войска (согласно барской конфедерации). Наконец, в 1773-1776 город оккупируют австрийские войска, к которым он окончательно переходит в 1795 году.
    После этого специальная комиссия упорядочивает деятельность управляющих организаций, и в 1800 году Казимеж входит в состав Кракова. Ликвидируется еврейское гетто, сносятся городские стены.

    В течение XIX века еврейское население постепенно занимает весь Казимеж и соседний район Страдом (Stradom). Во второй половине XIX века евреи принимали активное участие в обустройстве района в качестве инвесторов, руководителей строительства и архитекторов. Рост общественной и экономической активности стал возможен благодаря тому, что в 1867 году за ними признали гражданские права. Представители еврейской интеллигенции всё чаще решалась поселиться за границами Казимежа.
    Перед началом второй мировой войны в Кракове жило более 64 тысяч евреев, т.е. почти 25% от общей численности населения. К началу войны, главным образом в Казимеже, была создана хорошо развитая общественная инфраструктура.     Здесь размещались еврейские общественные, культурные, артистические и спортивные организации, политические партии представляющие евреев в парламенте.
    В Казимеже концентрировалась духовная жизнь краковских евреев. Они молились в шести ортодоксальных синагогах (Стара (Stara), Рему (Remu), Высока (Wysoka), Исаака (Izaaka), Поппера (Poppera), Купа (Kupa)) и в синагоге Темпель (Tempel), которую содержала гмина, кроме того действовало множество молельных домов принадлежащих религиозным организациям и частным лицам.
    С приходом фашистов в декабре 1939 года евреев вывозят в район Подгуже, где в 1941 возникает гетто, откуда им была уготована только одна дорога - в газовые камеры Бжезинки (Brzezinka) и Освенцима (Osiwecym).
    Оставшееся еврейское имущество было разграблено.

    А мы, тем временем, в конце улицы Waska ("узкая") видим первую на нашем пути достопримечательность еврейского Казимежа - Высокую синагогу (ul. Jozefa 38). Это серое здание со стеклянной крышей.

    Высокая синагога была третей в Казимеже, после Старой и Новой (Рему). Построена она между 1556 и 1563 годом. Название синагоги происходит от того, что молельный зал в ней находится на втором этаже. Такое нетипичное расположение продиктовано соображениями безопасности, т.к. синагога находилась у ворот еврейского города, в месте, где всегда было оживлённое движение и толпы народа, а кроме того, в те времена недалеко от неё находились христианские имения. Впрочем, есть и другое объяснение - когда синагога начала действовать, на первых этажах здания находились магазины.
    После второй мировой войны синагога находилась в запустении. С 1966 года её поддерживает Мастерская сохранения памятников. Еврейская гмина в Кракове борется за получения прав на здание; и склоняется к тому, что бы в будущем отдать синагогу Историческому музею Кракова, что бы устраивать в ней выставки посвящённые истории евреев в Кракове.
    Сегодня внутри остались лишь фрагменты давнего оформления: каменное обрамление алтарного шкафа на восточной стене, и остатки росписей стен с текстами молитв, открытые при реставрации в 60-х годах.

Старая Синагога

    Теперь, посмотрите направо: кирпичное здание в конце улицы - это Старая Синагога.
    Тот, кто не знает как выглядят синагоги, запросто пройдёт мимо этого здания и ни за что не догадается, что здание похожее больше на какой-то склад на самом деле имеет историческую ценность.
    Итак, от Высокой синагоги мы идём по улице Юзефа (Jozefa) направо.

    Кстати, здесь в доме №42, постройки начала XIX века, находилась резиденция молельного дома Коба Итим ль'Тора (Koba Itim l'Tora), что значит тех, которые посвящают своё время регулярному изучению торы. На фасаде дома можно увидеть древнееврейское название молельни и годы основания и освещения (1810 и 1912) записанные на древнееврейском в двух звёздах Давида.
    Сегодня это обычный жилой дом.

Улица Шерока

    Дойдя до конца улицы, поворачиваем налево и выходим на площадь. Хотя на самом деле она называется улица Шерока (ul. Szeroka), но по размерам больше напоминает маленькую площадь, чем широкую улицу.
    Для начала сориентируемся. У нас за спиной находится Старая синагога, к которой ведёт широкая лестница; справа от нас - небольшой домик (с вывеской "Bank PKO s.a.") - здесь находилась синагога на Горке; чуть вперёд от неё - гостиница Эстер, затем следует ряд кафе, из которых выделается белый домик ресторана "Ариель". На другом конце площади за автостоянкой проглядывает небольшой сквер, слева от которого находится синагога Рему с одноимённым кладбищем.
Начнём осмотр достопримечательностей со Старой синагоги.

Старая синагога

    Синагога называемая Старой (Synagoga Stara, ul. Szeroka 24), действительно является старейшей в Польше. Построена в начале XV века (1407(?) г.) как двухнефный зал с крестово-рёберным перекрытием опирающимся на две колоны, накрытый двухскатной крышей; в архитектурном стиле готических синагог в Регенсбурге и Праге. В 1570 году синагога была перестроена архитектором Матеушем Гуцци (Mateusz Gucci) из Флоренции; при этом первоначальные перекрытия были оставлены.
    Во второй половине XVI века и в первой половине XVII были достроены прихожая, две молельни для женщин, и дом управления гмины, вместе с которым синагога теперь составляла религиозно-администрационный центр еврейской гмины в Казимеже.
    В 1904, 1913 и 1923 годах прошла многоэтапная реставрация под руководством Зигмунта Хенделя (Zygmunt Hendel), которая не только поправила техническое состояние, но и добавила некоторые неоренессансные детали.
    В 1941 году, когда немцы перевели евреев в гетто, в синагоге был устроен склад; внутренне убранство было уничтожено и разграблено. В конце 1944 года рухнули опоры.

    В 1956-59 годах синагога была отреставрирована и переоборудована под музей. На основании соглашения от 30.10.1959 между еврейской гминой и Историческим музеем в Кракове, в бывшей синагоге размещается Отдел истории и культуры евреев.
    Открыт музей в среду, четверг, субботу и воскресенье с 9:00 до 15:30, в пятницу - с 11:00 до 18:00 (вход закрывается за пол часа до закрытия выставки). Вход бесплатный.
    Экспозиция музея рассказывает о жизни в довоенном Казимиже, здесь собраны предметы еврейского обихода, представлены фотографии начала века, национальные костюмы.
Имеются также пояснения - что для чего служит, описания праздников (на польском, английском и немецком языках).
    Стены в обновлённых залах покрыты штукатуркой, однако в одном из них она кое-где снята, и можно увидеть фрагменты оригинальной росписи.
    В музее есть и сувенирная лавка. Также купить сувениры можно перед синагогой. Правда чего-то особенно привлекательного вы здесь не найдёте - в основном ценность представляют продаваемые книги, хотя на русском языке нет ничего.

    Справа от лестницы вы видите небольшой домик с вывеской "Bank PKO s.a.". На этом месте находилась синагога "На горке", которую в 1941 году уничтожили немцы.
    Эту синагогу построил Мойжеш Екелес (Mojzesz Jekeles) для своего зятя Натана Ната Спиры (Natan Nata Sripa), знатока талмуда и кабалы.
    Тот первым в Кракове отважился преподавать кабалу (в его школе было много учеников). А ночами он разбирал кабалистические писания. Умер он в 1633 году. А в 1933-м краковские евреи торжественно отпраздновали 300-летие кончины великого кабалисты.

Отдохнуть и перекусить

    Ну вот и в нашей продолжительной экскурсии пришло время подкрепиться. Для этого улица Шерока, как главная туристическая достопримечательность Казимежа, предоставляет все возможности.
    Практически вся она сплошь уставлена небольшим кафе и ресторанами.
    Самый знаменитый из них - "Ariel" [Ариель] (Szeroka, 17). Это и ресторан с собственным залом и кафе, в том числе со столиками на улице.
    Интересно, что вечерами в неё выступает ансамбль русской музыки.

    В доме №8 в здании XVI века находится гостиница и ресторан "Austeria" [Аустэря]. Больше этот дом известен как "Мыква" (Mykwa) - ритуальная баня для мужчин и женщин.

    В самом начале улицы, в доме 6 находится гостиница и ресторан "Klezmer-Hois" [клезмерхоис].
    Ресторан представляет собой несколько больших комнат оформленных так, как будто это обычные комнаты в обычном доме 100 лет назад. На стенах висят картины, рядом стоят старые шкафы, даже столы покрыты вышитыми скатертями, а сидеть и вовсе можно на обычном диванчике. Словом, весь антураж делает этот ресторанчик по-домашнему уютным.
    В 20:00 здесь проходят концерты еврейской музыки. Во время концертов за вход берут дополнительно 5$.
    Открыт ресторан до последнего клиента. Однако кухня работает только до 22:00, так что позже этого времени вам предложат только блюда не требующие приготовления: пиво и прочие напитки.
    Цены в ресторане немного высоковаты, но в крайнем случае всегда можно просто посидеть здесь за бокалом пива в тёплой компании, и оценить весь антураж.

    Прямо в конце площади находится, как гласит вывеска "Ресторан вегетарианской кухни" - "Vega" [Вега]. Ul. Szeroka, 4.
    Стиль его оформления очень схож с "Klezmer-Hois" - весьма уютная обстановка, и очень хорошая кухня. Именно "Вегу" я бы и рекомендовал. Вот только обслуживание в ресторане оставляет желать лучшего (я пишу это не по собственному опыту - обидеть туриста может каждый - а со слов польских друзей). И закрывается ресторан уже к 22:00; некоторые объясняют это тем, что он имеет лицензию на продажу алкоголя только до этого времени.

    Слева от "Веги" находится ресторан "в еврейском стиле" Arka Noego. У него есть как внутренний зал, так и столики на улице.
    Внутри находится также небольшой книжный магазин. Литература в основном на английском и немецком языках. Есть книги и брошюры на еврейском (т.к. я не знаю ни идиш ни иврита - не могу сказать конкретно на каком именно языке они написаны). Даже на польском почти ничего нет. Как нет и никаких путеводителей - лишь толстые книги о судьбе евреев в годы второй мировой войны. Словом, магазин для туристов, которые хотели бы в спокойной домашней обстановке ознакомиться с историей того, что они увидели.

    Вообще, по ходу нашей экскурсии вы увидите немало небольших уютных кафе.
    И если несколько лет назад ночной Казимеж ассоциировался, скорее, с опасностью быть ограбленным, то сегодня количество маленьких кафе и ресторанчиков увеличивается с каждым месяцем. И летними вечерами практически на каждой улочке, в каждом переулке то здесь то там слышится музыка, доносящаяся из открытых окон кафе.

Реставрация Казимежа (лирическое отступление)

Улица Шерока. Краковский Казимеж - еврейский район    Надо сказать, что район Казимеж постепенно реставрируется и, по крайней мере, фасады домов в нем обновляются.
    Хотя стать по-настоящему "еврейским" ему пока не суждено. Если в Росси сейчас стало модно называться евреем, то в Польше говорить о своих еврейских корнях стесняются. В 1968 году, после известных событий, из Польши уехали практически все евреи. Их место в Казимеже занял "пролетариат" в худшем своем проявлении. Сегодня здесь часто можно встретить типичных люмпенов - безработных, проводящих свободное время не в поисках работы, а за бутылкой.
    Если говорить о национальном вопросе, то после того, как от бывшей некогда огромной территории Польши были отделены Литва и Украина, входившие в ее состав, в стране остались люди практически только одной национальности - поляки. Поэтому межнациональных проблем среди постоянно живущих в Польше не возникает - неоткуда.
    В последние годы район, особенно кварталы возле улицы Шерока (Szeroka), здорово похорошели. Я помню, в каком состоянии были старые дома 10 лет назад; сегодня район выглядит совершенно по-другому. Нет, здесь нет новодела (я не говорю об удалённых улицах), здания выглядят, как им и подобает, старыми, но ухоженными.
    Район делается привлекательным для туристов. И они приезжают. Прежде всего это, конечно, сами евреи. Они приезжают на выходные из Европы и даже из Израиля. Старые евреи привозят сюда молодёжь, что бы показать, откуда идёт их история.
    На деньги богатых евреев и проводятся реставрационные работы. В самом Казимеже проживает от силы полторы сотни евреев, так что вся эта красота - исключительно для туристов.

    Многие евреи, уехавшие по разным причинам из Польши, по сей день являются официальными владельцами домов в Казимеже, и их дети по наследству получают право на недвижимость, даже сами не зная об этом. Поэтому некоторые адвокатские конторы неплохо на этом зарабатывают. Они отыскивают в архивах имена бывших владельцев, и затем разыскивают в Израиле (или других государствах) их детей. Затем у наследников покупается их собственность (ну кому из наследников охота влезать в бизнес в незнакомой стране, когда у каждого своя жизнь и карьера). Затем адвокатские конторы просто перепродают эту недвижимость новым владельцам в Кракове.
    - Почему некоторые дома не перестраиваются? - спросите вы.
    Дело в том, что практически все здания в этом районе, как и во всех центральных районах Кракова, объявлены историческими, и практически невозможно получить разрешение архитектора на их переделку. Всё что официально можно себе позволить - лишь перекрасить фасад.
    Даже на перекладку внутренних коммуникаций, которые в большинстве домов нуждаются в замене, нужно собрать такое количество разрешений, что практически единственным выходом для владельцев является проведение ремонта нелегально.
    Дома, которые стоят, быть может, не так дорого, требуют вложений в ремонт в несколько раз больше, чем их стоимость.
Кроме того, для некоторых домов до сих не найдены их бывшие владельцы. Поэтому вкладывать деньги в ремонт очень рискованно, т.к. внезапно нашедшиеся наследники бывшего хозяина могут попросту отобрать строение, сказав лишь "Спасибо за ремонт". И все вложения пойдут прахом.
    Впрочем, многое зависит и от владельца. Некоторые из них просто не в состоянии заниматься жилищным бизнесом, а отдать дом кому-то в управлении им тоже жалко.
    Так или иначе, но в силу указанных обстоятельств до сих пор стоят в Казимеже (и не только) непрезентабельные строения.

    Перекусив, мы продолжаем осмотр достопримечательностей на улице Шерока.

Синагога Поппера

    Во дворах улицы Шерока прячется синагога Поппера (Synagoga Poppera, ul. Szeroka 16).
    Синагога построена в 1620 году как частная синагога Вольфа Поппера (Бочана) (Wolfa Poppera (Bociana)), одного из богатейших еврейских купцов и финансистов Кракова того времени. Впервые она упоминается в налоговой декларации 1653 года. За её небольшие размеры, синагога прозвана Малой (Mala). О её внутреннем убранстве того времени мало что известно. В путеводителях межвоенного периода (между первой и второй мировыми войнами) описываются её дубовые двери, алтарь, резные украшения и полихромия с изображениями льва, орла, оленя и леопарда символизирующими умения и силы человека обращающегося к Богу. Сегодня они находятся в собрании музея Вольсфонов (Wolfson) в Иерусалиме.
    До сегодняшнего дня сохранились росписи стен и потолка синагога, выполненные художником Шоенкером (Schoenker).
    Всё остальное убранство синагоги было уничтожено во время второй мировой войны.
    После войны синагога уже не выполняла своих прежних функций. В помещениях бывшей галереи для женщин несколько лет жили евреи прибывшие в Краков из СССР.
    От бывшей синагоги остался только её корпус с залом для мужчин и помещениями для женщин в северной части. В 1965 году она была отремонтирована и приспособлена для скульптурной мастерской Дома культуры. Таковой она остаётся, с согласия Еврейской гмины Вызнановой в Кракове, до сих пор.
    Кстати, это очень хорошая скульптурная школа. Дети моих знакомых с удовольствием ходят туда.

Мыква

    Дом №8 (Mykwa, Ulica Szeroka, 8). На этом месте с XVI века находилась баня гимны, а также ритуальная баня (так называемая "мыква"). Баня, называемая большой (по сравнению с малой, находившейся близ Новой пощади (plac Nowy) [пляц Новы] топилась, как минимум, раз в две недели, а кроме того, каждую пятницу. Её владельцем в 1806 году был Екель Фельчер (Jekele Felczer), называемый доктором, который платил за неё 831 злотый ежегодно в кассу кахала. В те времена входной билет стоил 3 гроша. И только с невест, которые шли в баню, бралась оплата пропорциональная их приданному.
    В баню нужно было спускаться по 40 ступеням вниз - так глубоко она находилась. Когда-то она вся была отделана деревом, а сегодня стены цементные, а ступени каменные. Вся баня напоминает старые немецкие районные бани.
    Здание было неоднократно перестраивалось, так что ещё в межвоенный период один еврейский историк с сожалением отмечал тот факт, что этот памятник пришёл в упадок.
    Последняя капитальная перестройка проводилась в 1974-76 годах, после чего в здании находился отдел Мастерских по восстановлению памятников. В 90-х годах этот дом получила Еврейская гмина Вызнанова в Кракове (получила согласно закону о передаче зданий их прежним владельцам). Сегодня здесь находится кафе и ресторан "Аустерия" (Austeria), а реликвии мыквы хранятся в подземелье.
    А действующую сегодня мыкву можно найти возле синагоги Постемповой (synagoga Postepowa, ul. Miodowa 24).

    На другой стороне улицы, в доме №40, находится синагога Рему.

Синагога Рему

    Синагога Рему (Synagoga Remu, ul. Szeroka 40) и прилегающие к ней кладбище занимают территорию 4,5 гектаров между улицами Шерока (Szeroka), Мёдова (Miodowa), Якуба (Jakuba), Чемна (Ciemna) и Левкова (Lewkowa). История этого уникального ансамбля еврейской архитектуры и сакрального искусства уходит корнями в первую половину XVI века. И сегодня он является центром религиозной жизни краковских евреев. В синагоге проходят субботние и праздничные службы, а на кладбище приезжают евреи со всего света, что бы помолиться над могилами известных краковских раввинов. Больше всего паломников собираются на годовщины смерти наиболее известного из польского раввина Мойшеша Иссерлеса (Mojzesz Isserles; 1525-1572), названного Рему, в день 18 ляр по еврейскому календарю (апрель/май).
    Это вторая синагога появившаяся на Казимеже после Старой, а потому иногда зовётся Новой. Построена она в 1553 году Израилем бен Юзефом (Izrael ben Jozef), внуком Мойжеша Ауэрбаха (Mojzesz Auerbach) из Регенсбурга, и отцом Мойжеша Иссерлеса (Mojzesz Isserles), который в то время занимал пост главного раввина гмины краковских евреев. (Гмина - это самостоятельная территориальная единица в Польше с собственным комитетом самоуправления.) В 1557 году синагога сгорела, но довольно быстро была восстановлена благодаря разрешению, которое Израиль получил в том же году от короля Зигмунта Августа (Zygmunt August). Восстановлением руководил краковский строитель Станислав Баранек (Stanislaw Baranek). То здание было ниже сегодняшнего. Однонефный зал был накрыт арочным сводом и освещался светом из окон с востока и запада (сегодня этих окон уже нет). На втором этаже с северной стены находилась молельная для женщин. Судя по размеру здания, скорее всего оно было молельным домом для узкого круга семьи и друзей основателя.
    Сегодняшние архитектурные формы синагога приобрела в результате капитального ремонта 1829 года. В период гитлеровской оккупации в 1939-45 годах в синагоге размещался склад непромокаемых мешков для трупов, а также склад оборудования для пожарной охраны (который остался и после 1945 года). Ценные предметы культа, да и сама синагога, были разграблены.
    После окончания войны синагогу вернули Еврейской гмине Вызнановой (Zydowska Gmina Wyznaniowa) и, благодаря её усилиям, в 1957 году она была отреставрирована. Многие детали внутреннего оформления, утраченные во время войны, были заботливо восстановлены.
    Сегодня синагога Рему является одной из регулярно действующих молелен краковских евреев, а потому её внутреннее оформление носит явно функциональный характер - черта, которой не встретишь в других оставшихся краковских синагогах.

Старое кладбище при синагоге Рему

    Кладбище при синагоге Рему (Stary cmentarz przy synagodze Remu, ul. Szeroka 40) относится к старейшим памятникам еврейской народной культуры, оставшимся в Польше. Действовало оно в 1552-1800 годах; отдельные захоронения совершались до 1850 года.
    После того, как в годы второй мировой войны кладбище было уничтожено, первые большие реставрационные работы по восстановлению объектов еврейской религиозной культуры были проведены в 1957-67 годах. Тогда же были обнаружены сотни ренессансных надгробий, закопанных накануне шведских войн в XVII веке.
    После всех произошедших изменений, сегодня это скорее памятник еврейской культуры, нежели кладбище (в обычном значении этого слова).

    Вход платный - стоит 5 zl. Для того, что бы войти на его территорию, вы должны не только заплатить, но и надеть еврейскую шапочку - ермолку.
    Памятная плита у входа рассказывает о трагических событиях в годы оккупации 1939-1945 годов.
    Обратите внимание на стену справа от входа - она сложена из мозаики - фрагментов отдельных могил. Пройдя от входа прямо вдоль стены, поднявшись на небольшой холм, окажитесь перед памятником.
    Если приглядеться - видны следы былого запустения: старый, кое-где дырявый, забор на заросшей насыпи окружает стоящие ровными рядами могилы. На некоторые могилы положены камни и записки под ними. К сожалению, я ничего не знаю про эту традицию. Может кто-нибудь из евреев объяснит мне, что это значит.

    После посещения синагоги Рему мы пойдём направо, в конец площади, обходя Старое кладбище. Надпись на его стене гласит: "Не ходите по этой стороне улицы, это территория кладбища, вы топчите могилы". Поэтому мы будем держаться правой стороны.

На развилке...

    Мы вышли на улицу Miodowa (Мёдова).
    Следующая часть экскурсии будет интересна только любителям Еврейской культуры. Мы посетим Новое кладбище, увидим дом где жил еврейский поэт-бард Мордехай Гебиртиг. Это значительный крюк в сторону. А потому, что бы не утомлять остальных, я предлагаю разделиться.
    Любители еврейской культуры идут дальше направо по улице Мёдова (Miodowa) на Новое кладбище, а остальные - проходят 3 квартала налево, к синагоге Темпель (Tempel).

    На Новое кладбище проходим по улице Мёдова (Miodowa) направо, пересекаем улицу Starowislna (Старовищльна) с трамвайными путями.
    Затем улица Мёдова ныряет в арку в арку под железнодорожными путями. (Будьте внимательны - вам придётся выходить на проезжую часть.) После чего поворачивает налево, и метров через двадцать по правой стороне будет вход на кладбище Cmientarz Zydowski.

Новое кладбище

    Так называемое "Новое" кладбище (Nowy cmentarz, ul. Miodowa 55) было основано в 1800 году, а в 1836 расширено за счёт прилегающих территорий. Позднее кладбище ещё несколько раз расширялось, пока наконец его территории не перестало хватать. Тогда в 1926 еврейская гмина закупает земли на территории деревни под Краковом Воля Духацка (Wola Duchacka), на которых 6 апреля 1932 года кладбище было освящено. Однако во время войны то кладбище было уничтожено. А Новое кладбище восстановлено в 1957 году, и по сегодняшний день является действующим.
    На нём покоятся известнейшие краковские евреи прошлого (19-го) и нынешнего (20-го) столетия. Здесь же стоят могилы раввинов Казимежа. Из знаменитых людей следует выделить профессоров: Юзефа Эттингера (Jozef Oettinger), Юзефа Розенблатта (Jozef Rosenblatt), президента города Юзефа Саре (Jozef Sare), и одного из выдающихся польских художников XIX века - Мауриция Готтлиба (Maurycy Gottlieb).

    После посещения кладбища мы возвращаемся на улицу Старовищльна (Starowislna).
    От перекрёстка идём направо, вдоль трамвайных путей.
    Эта улица ничем особенно не примечательна. Однако я позволю себе обратить ваше внимание на то, что в желтом доме №?? по левой стороне находится резиденция одной из крупнейших в Польше интернет-компаний "oNet" (известной своей поисковой системой oNet).

    А мы, пройдя один квартал, поворачиваем налево, на улицу Ёселевича (Joselewicza). Дом №5 известен как дом Мордехая Гебиртига.

Дом Мордехая Гебиртига

    Во флигеле дома №5 по улице Берка Йоселевича (Berka Joselewicza) жил Мордехай Гебритиг (Mordechaj Gebirtig), известный сегодня народный поэт и бард еврейской улицы.
    Родился он 4 мая 1877 года. Погиб - 4 июля 1942 года в краковском гетто. Родом из бедной семьи всю жизнь он принадлежал к беднякам. Его образование закончилось на еврейской религиозной школе. На жизнь он зарабатывал сначала как столяр, а потом как реставратор мебели в мастерской своего брата Леона, на улице Starowislna, 28 (Старовищльна).
    Но главное - он был артистом. Играл в любительском еврейском театре, писал стихи и песни, которые потом пели на еврейских улицах, хотя мало кто связывал их с личностью автора. Да и сам Гебритиг, скорее всего, не знал нотной азбуки, и его мелодии обрабатывали его друзья-музыканты, прежде всего, композитор Юлиуш Хоффман (Juliusz Hoffman), а также композитор и дирижёр хоров в синагогах Барух Спербер (Baruch Sperber). Среди его знаменитых песен: Kinderjorn (Детские годы), Unzere sztetl brent (Наш городок горит), Rejzele (Рейзеле), Blajb gezunt mir, Kroke (Прощай Краков).
До сих пор его песни поют в Израиле, а тексты многих из них переведены на древнееврейский язык. Многие стихи Гебритига переведены на польский язык Натаном Гроссом (Natan Gross), Ежи Фицовским (Jerzy Ficowski), Агнешкой Осецкой (Agnieszka Osiecka).

    А мы продолжаем идти по улице Ёселевича. В конце её пересекает улица Бжохова (Brzozowa; "берёзовая"). Здесь в доме №6 находится молельный дом Саломона Деихеса (Dom modlitwy Salomona Deichesa, ul. Brzozowa, 6), построенный в 1910 году по проекту Хенрика Ламенсдорфа.

    За Бжозовой, улица Ёселевича переходит в улицу Подбжеже (Podbrzeze).
    Угловое здание в жёлтых тонах - это Староеврейская гимназия.

Староеврейская гимназия

    (Gimnazjum Hebrajskie, Podbrzezie 8/10 - Brzozowa 5).
    Здесь в комплексе четырёх- и пятиэтажных зданий, построенных в 1918, 1924 и 1931 годах находилась начальная школа (Brzozowa, 5), древнееврейская гимназия им Хайма Хифстейна (Chaim Hifstein) (Podbrzezie, 8/10) Еврейского товарищества народной и средней школы в Кракове. В этой гимназии общим предметам учили на польском языке, а идуистическим на древнееврейском. Высокий уровень обучения обеспечивали знаменитые педагоги: Хирш Шерер (Hirsz Szerer) - математик и директор школы, Юлиуш Фелхорн (Juliusz Feldhorn) - полонист, поэт и переводчик французской и немецкой литературы, Хаим Лёв (Chaim Low) - полонист и писатель, Иохим Металлман (Joachim Metallman) - природовед, доцент Ягеллонского университета, Бенцон Кац (Bencjon Katz) - знаток и преподаватель древнееврейского языка в Ягеллонском университете.
    Сегодня в здании находятся профессиональные школы.

    Проходим дальше по улице Подбжеже. В доме №3 находится ремесленная школа.

Ремесленная школа

    Здесь в сером трёхэтажном здании (Szkola Rzemiosl, ul. Podbrzezie, 3) с двумя боковыми крыльями, построенном в 1937-38 годах Еврейским товариществом народной и средней школы в Кракове (Towarzystwo Szkoly Ludowej i Sredniej w Krakowie) находилась средняя школа ремёсел, а в крыльях - школьные мастерские.
    Сегодня в здании находится Институт биологии высшей педагогической школы.

    Наконец, улица Подбжеже сливается с улицей Мёдова.

Синагога Темпель

    На стыке улиц Мёдова (Miodowa) и Подбжеже (Podbrzeze) находится синагога "Темпель" (Synagoga Postepowa (Tempel), ul. Miodowa, 24).
    Прогрессивная синагога, известная как "Темпель" (что по-немецки значит "святыня") была построена в 1860-62 годах по проекту Игнация Херцока (Ignacy Hercok).
    До второй мировой войны это была это была святыня прогрессивных евреев, т.е. склоняющихся к культурной ассимиляции. Службы в Темпель проходили по правилам реформированной в XIX веке литургии, и формально были ближе к христианским службам, нежели к проходившим в традиционных синагогах. Возле кантора и хора (в межвоенный период там пели и женщины) в Темпель проходили проповеди, проводимые проповедниками с академическим образованием. Самым знаменитым проповедником в Темпель был Озьяш Тхон (Ozjasz Thon) (1870-1936).
    Современный вид синагога приобрела в первой половине 90-х годов XIX столетия, после перестройки по проекту Бенямина Торбего (Baniamin Torby). Характерный трёхосный фасад напоминает немецкие синагога 60-х годов XIX века. В 1924 году были достроены боковые нефы.
    В период второй мировой войны в синагоге располагался склад, в северном нефе - конюшни.
    Службы в синагоге возобновились сразу же после второй мировой войны, когда здесь молились также традиционалисты.
    Последний генеральный ремонт проведён в 1995-2000 годах.

    При входе служительница спрашивает откуда вы. Для нее это важно, ибо с жителей Кракова она не имеет права брать плату за вход. Это связано с тем, что город каждый год сдает синагоге занимаемую ею землю в аренду всего за... 1 zl (символическая плата). А вот если вы приезжий - вас заставят заплатить, назвав это "добровольным пожертвованием".
    Честно говоря, гостеприимство здесь весьма своеобразное. Я был в этой синагоге вместе с местным жителем, и когда мы выходили служительница демонстративно поставила перед нами корзинку для пожертвований. После того, как мы ничего не дали, она всем своим видом показала крайнее неудовольствие и резко швырнула корзинку на край стола. "Правильно сделали, что не дали" - решили мы. (Нам не было жалко злотого, но пожертвования - дело сугубо добровольное.)

    Теперь давайте немного вернёмся по улице Мёдова (Miodowa).
    В пятиэтажном доме №26 находится народная школа Хедер Иври (Cheder Iwri) и гимназия Тахкемони (Tachkemoni) (Szkola ludowa Cheder Iwri, Gimnazjum Tachkemoni, ul. Miodowa, 26).
    Здание построено в 1929 году по инициативе деятелей краковской секции партии ортодоксальных сионистов Мизрахи (Mizrachi). В 1945 году здесь находился приют для евреев возвращающихся из концлагерей.

    Повернём в первую улицу направо - это будет улица Эстеры (ul. Estery). Пройдя по ней один квартал сворачиваем в первую улицу налево - на улицу Варшауера (ul. J.Warszauera).

Синагога Купа

Синагога Исаака в Кракове
Синагога Исаака

    В доме №8 находится синагога Купа (Synagoga Kupa, ul. Warszauera, 8).
Синагога построена в 40-х годах XVII века из фонда кахала (полное название звучит как "ми-купат ха-кахал, поэтому её назвали "Купа").
    Во второй половине XIX века, в связи со строительством улицы Мёдова (Miodowa), возник сад между улицей и фасадом здания. Вскоре там было построено одноэтажное санитарное здание.
    В конце XIX века синагогу соединили переходом с построенным к востоку от неё домом. В межвоенный период прошли масштабные реставрационные работы (в основном, по улучшению её внешнего вида, по внешнему украшению). Но и внутри синагоги появились новые картины.
    Во время немецкой оккупации 1939-45 годов синагога сильно пострадала; полностью было уничтожено её внутренне убранство.
    Но уже через несколько лет после окончания войны в синагоге снова приходили службы. Выполняла она и другие функции. В 1946-47 году здесь находился цех по производству мацы. В одном из помещений находилась ритуальная бойня птицы, которая функционировала до 1985 года, т.е. до момента смерти резчика Абрахама Лесмана (Abraham Lesman). В северо-западных помещениях жили еврейские семьи, прибывшие сюда после 1945 года из СССР.
    Сегодня в синагоге продолжаются ремонтные работы...

    Почти напротив синагоги Купа выходит улица Купа (ul. Kupa). Теперь мы пойдём по ней.
    Можно полюбоваться современным банковским зданием с правой стороны, но наша цель находится в конце улицы, по левой стороне.

Синагога Исаака

Внутири синагоги Исаака в Кракове    Самая большая и прекрасная из синагог Казимежа - синагога Исаака (Synagoga Izaaka Jakubowicza, ul. Kupa, 16).
Синагогу основал старейшина казимирского кахала Исаак Якубович (Izaak Jakubowicz или Ajzyk Jekeles), который получил разрешение на строительство от короля Владислава IV 30 апреля 1638 года. Строительство было закончено в 1644 году. Большой высокий мужской (12 х 16,90 м) и крытая галерея для женщин считаются самыми красивыми из внутренних убранств краковских синагог.
    Современный вид синагога приобрела в 1924 году, когда к ней была пристроена лестница.

    Перед синагогой находится площадь, на которой до 1939 года находился рыбный рынок - любимый вид фотографов тех времён.

    Синагога недействующая. Сегодня в ней располагается центр еврейской культуры. Синагога Исаака - это еврейский центр культуры. Вы можете с их помощью организовать праздник, свадьбу, и не важно из какой вы страны. Здесь также работает Клуб еврейской молодёжи (Klub Mlodziezy Zydowskiej Fundacji Ronalda S. Laudera).
    С 1997 года синагога открыта для туристов, которые могут посмотреть документальный фильм о жизни евреев в предвоенном Кракове, и об их жертвах во время второй мировой войны.
    В главном зале по телевизору, или в отдельной комнате на большом экране, вы можете посмотреть документальный фильм, минут на десять, о бедствиях евреев во время второй мировой войны. В других двух маленьких комнатах - фотоэкспозиция. Это фотографии, на которых запечатлены в основном иностранные делегации, возлагающие венки на могилу героев гетто в Варшаве. Так же много фотографий сделанных во время войны: в синагоге, в еврейском театре, на фабрике - всюду довольные, улыбающиеся лица.
    Никаких подробных описаний нет. Только подписи типа "гетто в Варшаве".
    Вход платный, и довольно дорогой. На билете написано, что это - "сбор на восстановление".

    От синагоги Исаака мы пойдём направо, по улице Исаака (ul. Estery), которая упирается в улицу Эстеры (ul. Estery). Теперь - пойдём направо, на торговую площадь.

Еврейская площадь. Округляк

    Площадь, в центре которой помещается рынок официально называется Новая площадь (plac Nowy [пляц Новы]), но в народе укоренилось другое названия - Еврейская площадь, или по-польски "пляц Жидовски" (plac Zydowski).
    Не удивляйтесь, это в русском языке слово "жид" стало ругательным, а в Польше другого слова для евреев просто нет. Так что здесь, назвав еврея "жидом" вы его не обидите. :-)
    Название plac Zydowski настолько прочно вошло в обиход, что даже на рекламных плакатах пишут именно это название, а не официальное (plac Nowy).

    Посреди площади стоит торговый зал, называемый "окронгляк" (Okraglak, Plac Nowy), что можно "перевести" на русский как "округляк". И действительно, как ещё было назвать круглый торговый павильон?
    Построен он в 1900 году, а с 1927 году использовался для ритуального забивания дичи. Во время второй мировой войны немцы закрыли там бойню, и после войны "округляк" снова стал лишь торговым залом.

    Как я уже сказал, настоящих евреев в Казимеже (да и вообще в Кракове) почти не осталось. И виноваты в этом не столько фашисты, сколько события, которые происходили в Польше в 60-х годах, после которых из страны уехали практически все евреи. Сейчас об этом поляки стараются не вспоминать. Впрочем, нет худа без добра.
    Отвлекаясь от темы, скажу, что сегодня польское общество практически однородно по национальному составу. Практически каждый поляк может сказать, что его родители были поляками, деды были поляками, и т.д. Это не Россия, где почти в каждом течёт кровь разных народов.
    Словом, вот уже несколько десятилетий поляки лишены возможности винить в своих бедах евреев. Впрочем, в последние годы повод для недовольства снова появляется - ведь после того, как польское правительство объявило о возврате недвижимости бывшим владельцам постепенно у казимежских домов стали отыскиваться хозяева еврейского происхождения. А, как известно, любая недвижимость должна приносить доход, и о прежней (иногда почти символической) оплате за квартиру многим жителям придётся забыть. А это не может вызывать недовольства.

    Однако вернёмся к экскурсии.
    На улице Эстеры можно отметить так же угловой трёхэтажный дом №6, похожий на офисное здание. Это религиозная школа Талмуд Тора (Talmud Tora, ul.Estery, 6).
    В этом доме в межвоенный период (между первой и второй мировыми войнами) находилась принадлежащая гмине религиозная школа Талмуд Тора (Talmud Tora). К началу второй мировой войны в ней обучалось 1500 учеников. Школой управляло начальство синагог и хасидских молельных домов. Сегодня в здании размещается районная поликлиника.

Центр еврейской культуры

    На углу Новой площади, где от неё отходит улица Меиселса, в доме №17 находится бывший молельный дом Бне Эмуна (Bne Emuna), а ныне - Центр еврейской культуры (Dom modlitwy Bne Emuna - Centrum Kultury Zydowskiej, ul. Meiselsa, 17).
    Этот одноэтажный дом построен в 1886 году по проекту Яцека Матусинского (Jacek Matusinski). После второй мировой войны он использовался для общественных целей, в частности, в нём находилась столярная мастерская. В 1988-93 годах в здании был проведён ремонт и перепланировка под центр еврейской культуры фонда Юдаица (Judaica), по проекту Бариуша Грушка (Dariusz Gruszka). Деньги на ремонт передал конгресс США, небольшую помощь оказала также краковская гмина. Торжественное открытие центра прошло 24 ноября 1993 года.

    Проходим по улице Меиселса (ul. Meiselsa) один квартал от Еврейской площади. Здесь, в доме №18 находился молельный дом Псалмового братства (Dom modlitwy Bractwa Psalmowego, ul.Meiselsa, 18 - Bozego Ciala, 13).
Красивое двухэтажное здание в жёлто-белых тонах построено в 1896 году по проекту М.Коподла (M.Kopodel). Сегодня его занимает Ансамбль песни и танца "Кравяки" ("Krakowiacy").

    Тот, кто спешит, может на этом закончить экскурсию по Казимежу.

    Стоит пройти ещё один квартал дальше, и вы окажитесь на улице Краковска (Krakowska), поверните направо, и окажитесь на трамвайной остановке. Любой маршрут (№6, 8, 10) за несколько минут доставит вас в центр города. К автобусной остановке можно выйти за 1 минуту - нужно пройти по улице Краковской (Krakowska) направо до перекрёстка, и затем снова повернуть направо.

    А мы задержимся в Казимеже ещё на 15 минут.
    Пройдём направо по улице Божьего Тела (Bozego Ciala [Божего Чала]). И через два квартала снова выйдем на рыночную площадь Казимежа (plac Wolnica).
    Пройдём всю площадь, и повернём налево, на улицу Бохеньска (Bochenska).

    Здесь, в доме №4 находился молельный дом Шейрит Бне Емуна (Szejrit Bne Emuna) (Dom modlitwy Szejrit Bne Emuna, ul. Bochenska, 4). Здание построено перед первой мировой войной по проекту Хенрика Ламенсдорфа (Henryk Lamensdorf). Долгие годы после второй мировой войны стояло пустым. После ремонта в 90-х годах в нём разместились организации службы здоровья и дидактический пункт Медицинского факультета Ягеллонского университета (Collegium Medicum Uniwersytetu Jagiellonskiego).

    А в доме №7 находился Еврейский театр (Teatr Zydowski, ul. Bochenska, 7).
    Здание построено в 1907 году. А театр возник благодаря краковскому бунду и любителям еврейского театра (Мойжеш Канфер, Абрахам Сеиденфельд, Фрыдерик Фреунд, Маурицы Фишер), и двум еврейским поэтам: Мордехаю Гебертигу и Беру Хоровицу. Театр открылся 13 октября 1926 года, в нём в качестве приглашённых звёзд появлялись знаменитые актёры и лучшие театральные коллективы тех лет. Виленская труппа играла там "Дыбука" и "День и ночь" Ан-Ски, а также "Зависть" Арцыбашева. В театре выступала знаменитая Ида Каминьска, Турковы, Шимон Джиган и Израиль Шумахер. Помимо этого в театре была собственная актёрская труппа.
    После второй мировой войны сцена перешла к Непрофессиональному театру железнодорожника.

    Вернёмся (пройдём десяток метров назад) на рыночную площадь, и теперь пойдём перпендикулярно площади налево, по улице Бонифратерской (Bonifraterska), которая упирается в здание больницы Бонифратов (szpital Bonifratow).
    Эта больница была построена в 1897-1906 годах, в честь 50-летия правления австрийского императора Франца Иосифа (как вы уже знаете, эта часть Польши принадлежала тогда Австрии).
    Автором этого необычного проекта в духе позднего модернизма был Теодор Таловский (Teodor Talowski).

    Теперь проходим направо, и выходим на улицу Краковска (Krakowska).
    Глаза не обманывают вас - над зданием по другой стороне улицы действительно висит украинский флаг.

Здание управления Еврейской гминой в Кракове

    Угловой дом - это здание Управления Еврейской гминой в Кракове (Zarzad Gminy Zydowskiej Wyznaniowej w Krakowie, ul. Krakowska 41 - ul. Skawinska 2).
    До конца XIX века управление еврейской гминой (кахал) располагалось возле Старой Синагоги. В 1911 году было построено новое респектабельное здание по проекту Хермана Ламенсдорфа (Herman Lamensdorf). На первом этаже находились комнаты управления, а на третьем - большой зал заседаний и архив. Раритетом этого архива была древнееврейская библия XIV века (впоследствии вывезенная в Германию она вернулась в Израиль). На втором этаже размещалась юдоистская библиотека Эзра (Ezra), основанная в 1899 году обществом сионистов во главе с Орнашем Тонем (Ozjasz Thon). Во время второй мировой войны собрание библиотеки было утеряно.
    И сегодня здесь размещается управление еврейского района в Кракове, а также кухня, готовящая кошерные обеды членам своего общества.

    Центральный вход (под флагом Украины) ведёт в украинское посольство. А в управление гмины можно пройти с углового входа, там же располагаются, в частности, австрийские авиалинии.

    Дом справа от нас - это "Дом Эстерки" (Dom Esterki) - отделение Исторического музея.

    И под конец снова, небольшой крюк для любителей еврейской культуры (остальные могут его пропустить, потому что каких-то особо красивых зданий там не будет).
    Прейдём через улицу, обойдём здание управления Еврейской гмины справа, и пройдём от Краковской (ul. Krakowska) по улицу Скавиньска (u. Skawinska).

    Здесь в доме №8 находилась Еврейская больница (Szpital zydowski, ul. Skawinska, 8).
    До конца XVIII века больница еврейской гмины в Казимеже была на новой площади (plac Nowy). Сюда её перенесли в 1822 году. В 1833 и 1838 годах здание больницы достроили, и сделали в нём места для 40 пациентов и помещение для хозяина. Главным врачом больницы до 1831 года был Юлиан Савичевский (Julian Sawiczewski), затем Хенрик Саул Розенберг (Henryk Saul Rosenzweig; 1794-1853), который был родом из Кракова, и получил медицинское образование в Берлине. Затем главным врачом был Юзеф Ёттингер (Jozef Oettinger; 1818-95), выпускник Врачебного факультета Ягеллонского университета. Дкотор Ёттингер был также инициатором строительства нового здания больницы. Это строительство по проекту Антония Стахерского (Antoni Stacherski) началось во дворе больницы в 1861 году, и закончено только в 1866.
    До первой мировой войны в больнице было несколько отделений и специализированных амбулаторий. В межвоенный период количество отделений увеличилось, больница была дооснащена современным оборудованием.
    В октябре 1941 года больница переехала в еврейское гетто в Подгуже, а опустевшее здание заняли под склад мебели.
    По окончанию войны здание перешло к службе здоровья. Сегодня в нём размещаются: клиника Института внешней медицины медицинской академии в Кракове (Instytut Medycyny Wewnetrznej Akademii Medycznej w Krakowie), приёмный покой больницы им. Габриеля Нарутовича (szpitala im. Gabriela Narutowicza), противотуберкулёзный приёмный покой больницы им. др.Анки (szpital im. dr Anki), и районные службы здоровья.
    Теперь вернёмся снова на улицу Краковскую, и пройдя немного влево окажемся перед костёлом Бонифратов (Bonifratow).

    Если вы не ходили на улицу Скавиньска - просто прейдите через улицу налево, и вы - перед костёлом Бонифратов (Bonifratow).

Костёл Бонифратов

    Этот небольшой костёл построен в 1741-1758 годах по проекту Францишка Плацидо (Francyszek Placido). Массивный с виду костёл внутри оказывается не таким уж огромным.
    Внутренние росписи в очень нежных тонах напоминают росписи костёла Св. Анны.
    К сожалению, большую часть времени костёл закрыт, но остаётся открытой входная дверь, так что всегда можно увидеть как он выглядит изнутри.

    На этом наша экскурсия окончена.

По набережной Вислы

    Тем, кто хочет пройтись по магазинам одежды - могу порекомендовать пойти направо (в направлении от моста) вдоль по улице Краковской (Krakowska). Затем она прейдёт в улицу Страдомска (Stradomska), которая выведет вас к Вавелю. На этих улицах находится множество хороших магазинов на любой вкус.

    Остальным, рекомендую перейти через улицу Краковску (через трамвайные пути) и пройдя немного налево выйти к Висле. Мост Пилсудского соединяет здесь Казимеж и Подгуже, ведёт в прямо в парк Беднарского.
    Отсюда открывается живописный вид на Вислу. Теперь вы пойдёте направо по тенистым аллеям на набережной (bulwar Kurlandzki).
    Вообще, участок от Мости Пилсудского до Вавеля - излюбленное место отдыха местных жителей. Приятно здесь просто гулять тёплыми летними вечерами.
    Обратите внимание на асфальтовую дорожку у самой воды. На ней выделена специальная обозначенная полоса для велосипедистов, которых в тёплое время года здесь очень много; и часто катаются целыми семьями.

    За излучиной реки аллеи выведут вас снова к костёлу Паулинов на Скалке. Парк, по которому вы проходите, лично для меня дорог тем, что здесь я учился кататься на роликовых коньках. :-)
    Дальше уже знакомой вам дорогой вы снова пройдёте под мостом Пилсудского, и выйдете к Вавелю.

    Внимание! Местные жители советуют не ходить в районе Казимежа поздно вечером. Хотя лично я неоднократно проходил по этому району в тёмное время суток и никакой видимой опасности не заметил.

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы :: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Практическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню © 1997 - 2002, Калашников Николай
list@krakow.ru
Последнее обновление: декабрь 2002
  www.krakow.ru
Сайт управляется системой uCoz