Это стоит посмотреть

Курган Костюшки
Вольский лес
Зоопарк
Костел Камедулов
Скалы Твардовского
Речные прогулки
Музей польской авиации
Ночной Краков


Пешие прогулки

    В осмотре города кроме путеводителей вам помогут также специальные указатели, на которые нанесены маршруты специально разработанных трасс.
    Их описание вскоре появится здесь.
    На указателях отмечается маршрут, встречающиеся достопримечательности и, конечно, место где вы сейчас находитесь. На указателях, расположенных возле самих памятников старины даётся также основная информация о сей достопримечательности на польском, английском и немецком языках.
    При входе в костёлы расположенные в центре города вывешены плакаты, рассказывающие об их истории, на польском, английском и немецком языках.

Курганы 

    Если вы ищите обзорную площадку с которой открывался бы вид на город, курганы - именно то, что вам нужно. В свое время они были насыпаны на уже существующих высоких холмах как раз для того, что бы дать возможность горожанам наслаждаться панорамой города.
    Читая про высоту кургана в три десятка метров, следует помнить, что к этому нужно еще прибавить и высоту самого холма.
    После наводнения 1997 года, когда в Польше шли обильные дожди (и уровень воды в Висле поднялся на несколько метров), краковские курганы стали "проседать": в них образовались полости. Поэтому знаменитый курган Костюшки долгое время находился в ремонте.
    Но после долгих безуспешных попыток его восстановления было решено насыпать курган заново. Для этого его сначала срезали, а потом стали возводить по всем правилам. Так что в 2001 году у Вас есть редкая возможность увидеть как насыпаются курганы.

Курган Костюшки (Kopiec Kosciuszki)

    Самый доступный для посещения курган - курган Костюшки. Автобус 100 маршрута подъезжает прямо к его подножью. С одной стороны автобусной остановки находится лестница, ведущая на площадку кафе RMF, а с другой - часовенка, служащая входными воротами на курган. (См. предыдущий абзац.)
    Сам курган насыпали с 1820 по 1823 года. Средства для этого были пожертвованы людьми со всей Польши.
    Красная кирпичная стена, которой окружен курган, и военные фортификации на холме построены австрийцами в 1856 году. Сейчас в бывшей крепости находится резиденция радиостанции RMF.
    Вход на курган платный - билет стоит 2 zl (льготный - 1,50 zl). Приходится платить, ибо кирпичная стена не даст пройти "мимо кассы". С вершины открывается самый лучший, по мнению краковян, вид на город. Отсюда видны и башни замка в Тыньце, и курган Пилсудского, и весь старый город, и Новая Хута, а в ясный день - даже Татры. Высота кургана составляет магическую цифру - 333 метра (над уровнем моря).
    Впрочем, если вы не хотите платить за круговую панораму, можете бесплатно насладиться видом на город с одной стороны. Кирпичная лестница на крепостной стене, начинающаяся рядом с автобусной остановкой, выведет вас на площадку, где стоят спутниковые антенны, а оттуда вы можете пройти к расположенному здесь кафе.
Часовня Св. Брониславы    Это кафе самообслуживания. С его площадки хорошо видны краковские Блони, а вдалеке - башни Мариацкого костела и Вавеля. Кстати, этот курган можно увидеть с Вавеля, если приглядеться, и знать, где искать.
    Считается, что настоящий краковянин должен совершать восхождения на курган Костюшки хотя бы раз в месяц.
    Если у вас есть время, то вы можете совершить более романтическое восхождение, а не просто подъехать сюда на автобусе. Итак, доезжаете на трамвае (маршрут 1, 2 или 6) до остановки Salwator - это конечный пункт. Далее проходите один квартал по направлению из центра города (слева от вас останется желтое здание монастыря Норбертанок), и сворачиваете направо, на улицу Sw.Bronislawy, которая потом перейдет в аллею Waszyngtona. На всем протяжении маршрута, что бы не заблудиться, следите за метками (синие или зеленые полосы), нанесенными в различных местах на вашем пути.
    Советую ещё внизу посмотреть расписание 100 маршрута автобуса, что бы рассчитать время на осмотр, ибо ходит этот автобус раз в час.
    Пешее восхождение займет не более получаса. Дорога пролегает по живописной аллее. Там, где будет развилка (пешеходная дорога идет прямо, а автомобильная направо), вы должны свернуть и пройти вдоль автомобильной дороги. Через пару минут вы выйдете к кирпичной стене, окружающей курган.
    Если вы спешите, после осмотра садитесь на автобус, который быстро домчит вас до центра.
    А при наличии свободного времени и хорошей погоды вы можете совершить пешую прогулку через Вольский лес в зоопарк, а затем и в монастырь Камедулов. Тогда спускайтесь от кургана вдоль автомобильной дороги, и когда та будет поворачивать налево, направо от неё потянется тропинка. Эта тропинка вам и нужна.

    Другой, вполне доступный для посещения курган - курган Кракуса в районе Подгуже. Ему посвящена отдельная экскурсия.

Панорама, открывающаяся с площадки кафе RMF

Вольский лес

Паненски скалы    Это самый настоящий лес, находящийся в черте города. Прежде чем идти сюда, лучше вооружиться картой. В любом случае, через лес проходят многочисленные тропки, обозначенные метками нанесенными через определенные интервалы, так что вы не заблудитесь, но поплутать можете.
    На развилках дорог поставлены указатели, на которых написано куда ведет та или иная дорога, и как долго предстоит идти.
    Вольский лес, как наиболее доступный - это одно из любимых мест прогулок горожан. Здесь пролегают не только узкие тропки, но и достаточно широкие дрожки, удобные и для езды на велосипедах.
    Из природных достопримечательностей стоит выделить "Паненски скалы". Добраться до них можно пройдя по неприметной тропке. Из туристических достопримечательностей можно отметить то, что на одной из скал стоит фигурка божьей матери, а на камне у ее подножья высечено красное сердце.
    Легенда гласит, что когда семь веков назад татарские орды подошли к Кракову, монашки-норбертанки, что бы сохранить жизнь и честь решили бежать по тайному проходу, соединявшему их монастырь с Вольским лесом. Однако, татары нашли потайной вход, и погнались за ними. Монашкам ничего не оставалось делать, как только укрыться в часовне, стоявшей в лесу. И вот когда враги уже почти настигли беглянок, земля расступилась, и схоронила святую обитель. А дорогу татарам преградили внезапно возникшие на этом месте скалы. От этого и пошло их название.
    На западной окраине Вольского леса находится Астрономическая обсерватория Ягеллонского университета. К ней можно пройти от зоопарка по улице, которая так и называется ул. Астрономов (Astronomow).
    Если вы не хотите плутать, идя через Вольский лес от кургана Костюшки, можете приехать сюда на автобусе. Автобус 134 маршрута доставит вас прямо к зоопарку. Когда Вы въезжаете на автобусе в лес, впечатление такое, что находитесь где-то в горах, и дорога серпантинной лентой уводит вас все выше и выше...
Указатели в Вольском лесу

Зоопарк

    Итак, краковский городской зоопарк (Ogrod zoologiczny) находится в самом настоящем лесу.     Конечная остановка автобуса 134 маршрута находится как раз у входа в зоопарк. (Автобус ходит от стадиона KS Cracovia, по ул. Tadeusza Kostuszki, через Salwator.)
    Что можно написать о зоопарке?.. Тот, кто их не любит, все равно не придет сюда, а те, кому нравятся животные, приедут и без моей рекламы. Справедливости ради надо сказать, что чего-то выдающегося в краковском зоопарке вы не встретите. Хотя для детей любой зоопарк - это всегда хорошее развлечение.
    Слева от входа в зоопарк находится летнее кафе, а справа - план Вольского леса.

Костел Камедулов

Дорога к костелу Камедулов    Идя от зоопарка по указанной на плане тропинке, вы придёте к жемчужине Вольского леса - костелу и монастырю Камедулов. Главной особенностью монастыря является то, что женщинам разрешено входить только в его костел, и только двенадцать раз в году. Это дни: 7.2, 25.3, на пасху, в неделю Zielonych Swiat - в пятницу и в воскресенье, на Boze Cialo, 19.6, 15.8, 8.9, 8.12 и 25.12.
    В остальные дни сюда могут попасть только мужчины, и то лишь в определенные часы. Расписание таково: с 8:00 до 11:00 и с 15:00 до 16:30 желающих запускают каждые пол часа.
    Для подавляющего большинства посетителей, костел - не экскурсионный объект, сюда приходят для того, что бы принести молитву. Поэтому, пожалуйста, уважайте чувства верующих.
    Из основного зала костела можно спуститься в подвал, где находится могилы знаменитых людей. Лестницы ведущие вниз находятся по бокам от кафедры.
    Снимать в костеле не разрешается (см. фото слева). На выходе вы можете пожертвовать сколько хотите на костел. Впрочем, можете ничего не давать - это ваше святое право.
    Доехать до монастыря можно автобусами 109, 209, 229, 239, 249, 259 или 269. (Номера маршрутов, оканчивающиеся на девятки - это не шутка.) Автобусы двухсотых маршрутов идут от Сальватора, а конечная остановка 109-го маршрута находится возле кинотеатра "Киев" (гост. "Cracovia"), сесть вы можете также на al. Krasinskiego. Ехать до алеи Wedrownikow [до аллеи вэндровникув]. Ориентир: как только автобус начнет петлять, на следующей остановке вам выходить.

Скалы Твардовского (skaly Twardowskiego)

    Удивительное по красоте озеро, лежащее среди живописных скал находится... всего в нескольких километрах от Вавеля. Трудно представить, что такой пейзаж, больше напоминающий кадры из фильма о диком западе, вообще можно увидеть в Польше.
    А между тем, этот необыкновенно красивый горный массив отделяют от центра города всего несколько минут поездки на автобусе.

    Итак, скалы Твардовского.
    Во-первых, название скал не имеет ничего общего с нашим известным писателем. Оно происходит от имени легендарного чернокнижника, продавшего свою душу дьяволу.
    (Полностью легенду можно будет прочесть в разделе "Легенды", который пока находится в стадии написания).
    Прежде всего, эта лесопарковая зона с асфальтовыми дорожками - место отдыха местных жителей. От основных дорожек в глубь леса ведут грунтовые тропинки.
    Парк оправдывает свое название. Пройдя по его тропкам можно выйти к небольшому горному массиву. Здесь скалы выходят на поверхность, образуя отвесные стены высотой два десятка метров, которые начинающие альпинисты используют их для своих тренировок.
    В парке имеется множество пещер, по всей видимости, регулярно посещаемых. Всё, что в них могло упасть, уже давно свалилось, а потому лазать по расщелинам вполне безопасно. Если пройти дальше, откроется поистине завораживающая картина. Вы оказываетесь на вершине отвесной стены, а внизу, окруженное скалами, раскинулось озеро волшебной красоты с чистейшей водою.
    Считаю своим долгом предупредить, что эта зона считается опасной, и официально она закрыта, а потому за вашу безопасность здесь никто ответственности не несёт. Как говориться, "Минздрав предупреждал". Но, продолжим прогулку…
    Раньше это озеро и пляж пользовались у горожан большой популярностью. Однако, т.к. скалы регулярно обваливались, дежурившая здесь спасательная служба никогда не скучала. (Несмотря на то, что спасателям на этом озере платили очень хорошо, найти желающих здесь работать всегда было проблемой.) Наконец, большое количество несчастных случаев, происходивших здесь, привело к тому, что доступ к озеру просто закрыли. И всю территорию обнесли сетчатым забором.
    Поэтому, что бы полюбоваться пейзажем, вам придется воспользоваться проделанными любителями экзотики дырками в заборе. А надо сказать, что проделаны дырки в очень удобных местах, как раз там, где забор прерывал проторенные когда-то тропки.
    Все озеро можно обойти по его отвесному берегу примерно за час. Есть возможность и спуститься к самой воде на бывший пляж. В теплые дни некоторые здесь даже купаются, несмотря на запреты.
    Путеводители не рекламируют этот район из-за опасных зон, так что и вы не подходите близко к краю. Другой закрытый район - расположенная здесь воинская часть. Увидев солдата, не хватайтесь за фотоаппарат, помните, что съемка военных объектов (тем более, что теперь это объекты наших потенциальных противников) и всего, что к ним относится, запрещена.
    Добраться до скал Твардовского можно из центра города автобусами 114 и 128, или трамваями 18, 19, 22 (в сторону "Lagewniki" и "Borek Falecki" - до остановки "ул. Твардовскего", далее по этой улице направо (если смотреть из центра) до конца, затем ул. Salezjaska приведет вас в парк, или ул. Wylom выведет к озеру.
    Более простой способ добраться и не заблудиться - автобусами 112 или 162 (они объезжают парк с другой стороны) до остановки "Park Skaly Twardowskiego". Линии этих маршрутов начинаются на автобусной станции "Krakow Debniki", что находится за Грюнвальдским мостом (нужно пройти от моста еще один квартал). От остановки "Парк..." идите по любой дорожке в противоположном от Вислы направлении.

Речные прогулки

    В теплое время года можно совершить прогулку по Висле на теплоходике. Причал расположен на набережной у Грюнвальдского моста (most Grunwaldski). Это дебаркадер, на котором находится летнее кафе.
    Кассы - на первом этаже в арке.
    Добраться до пристани можно или по улице Jozefa Dietla [Юзефа Детла] до Грюнвальдского моста, затем пройти пол минуты по набережной направо. Или от Вавеля выйти к Висле, и затем две минуты влево вдоль по набережной.
    Отправляются пароходики с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:30 каждые полтора часа, в выходные - с 10:00 до 18:00 каждые два часа. Продолжительность прогулок соответственно 1,5 и 2 часа. Правда есть одно ограничение - судно не отправится, если желающих плыть будет меньше 35 человек.
    Насколько я понял, билеты продаются в неограниченном количестве, поэтому как и где вы будете сидеть - ваши проблемы. В выходные катер доплывает до пристани на Белянах ("пристань" - это громко сказано, но всё же там можно сойти на берег, что бы полюбоваться стоящим там замком, или наоборот сесть на теплоходик).
    Стоила речная прогулка в 1999 году 8 zl в обычные дни (детям - 6 zl), а в выходные - 12 zl (детям - 8 zl). (ISIC - не действует.)
    Обращаю внимание, что в конце лета темнеет уже часов в семь вечера, так что последний рейс вполне подходит под определение "романтическая прогулка". Тем более, что продолжить такую "прогулку" можно будет в кафе здесь же, на 2-м ярусе дебаркадера.

Музей польской авиации

    Тем, кто хоть немного интересуется авиацией, без сомнения, будет интересно посещение краковского Музея авиации.
    Площадь музея окружена лесопарком, неподалёку располагается Академия Физического Воспитания, так что немудрено, что здесь часто можно встретить любителей бега. Да и вам, наверное, будет приятно в жаркий летний день пройтись по тенистым аллеям. Впрочем, этот музей не нуждается в рекламе его окрестностей, потому как его экспозиция сама по себе чрезвычайно интересна.

    Для начала немного истории…
    Музей авиации в Кракове занимает часть территории бывшего военного аэродрома Rakowice-Czyzyny (Раковице-Чижины) - одного из старейших в Европе. Уже на рубеже XIX и XX столетий здесь находился аэростатный полк. (Стоит напомнить, что в те годы эта часть Польши находилась под властью австрийцев.) В 1914 году отсюда вылетали самолёты, участвующие в обороне Кракова. А с 1915 года, когда аэродром оказался в глубоком тылу, он использовался для обучения лётчиков.
    В 1918 году раковицкий аэродром становится одним из пунктов регулярной почтовой авиалинии, соединявшей Вену с Киевом и Одессой. Позднее здесь были организованы также ремонтные мастерские для самолётов. В 20-х годах раковицкий аэродром становится второй по значению авиабазой в Польше.
    В 1939 году после массовых бомбардировок польская воздушная армия была практически уничтожена, а аэродром использовался немецкими войсками.
    Многим польским лётчикам удалось выехать из страны, и в годы второй мировой войны они сражались в составе английской авиации, где проявили себя как отличные пилоты, и заслужили уважение у английских коллег. И не мудрено - ведь ещё до войны польская авиационная школа славилась своими многочисленными победами на различных соревнованиях; а польские асы считались одними из лучших в мире. К сожалению, польская авиационная промышленность не могла похвастаться такими успехами, как германская, и потому практики у польских лётчиков было значительно меньше, чем у их немецких коллег (а в последствии - противников).

    Вернёмся к аэродрому... В годы войны на нём держал свою коллекцию Геббельс. Он был страстным коллекционером старинных самолётов, к тому же имел все условия для пополнения своей коллекции - армия завоевателей, естественно, получала всё бесплатно. И в Краков свозились старинные самолёты из всех оккупированных фашистами стран.
    В 1945 году, когда советские войска наступали, коллекцию не успели вывезти, так что наша армия сделала бесценный подарок полякам, когда предала им аэродром со всем, что на нём было.
    В 1963 году в связи с расширением металлургического комбината в Новой Хуте и разрастанием жилых районов, аэродром был закрыт. В 1964 году на его месте открылся Музей авиации.

    Теперь подробнее об экспозиции...
    Экспонаты музея находятся в трёх больших ангарах, а также на большом поле под открытым небом.     В правом ангаре находятся самолёты времён прошедшей войны. Это и знаменитые у нас У-2, и английский Spitfire, и множество других, не менее достойных экспонатов. Очень много советских самолётов, и польских "переделок" (моделей, выпускавшихся по лицензии).
    Пройдя через ангар, вы попадаете в другое здание, где находится прекрасная (а по утверждениям поляков - лучшая в Европе) коллекция авиационных двигателей. По ней можно проследить всю историю развития авиадвигателестроения - от образцов, применявшихся ещё на заре авиации, до современных реактивных двигателей (кстати, советского производства). Все экспонаты находятся в прекрасном состоянии (видно, что в музее работают энтузиасты своего дела, люди влюблённые в своё дело); и для тех, кто интересуется техникой, эта часть экспозиции - просто подарок судьбы.
    На большой открытой площадке собрана коллекция советских МИГ'ов и их польских "братьев-двойников". Здесь можно увидеть практически всех представителей модельного ряда МИГ'ов образца 60-х - 80-х годов. Вероятно, некоторые экспонаты музей держит, что бы иметь возможность в будущем обмениваться ими с другими музеями.
    И, наконец, в последнем ангаре - самая ценная часть выставки - самолёты начала века. Здесь находятся просто бесценные исторические экспонаты, которых нет ни в одном другом музее мира. К сожалению, я не большой специалист в самолётах, и не могу быть хорошим гидом по этому музею, но, уверяю вас, посмотреть на прадедушек современных лайнеров - очень интересно.
    Меня, например, больше всего поразил самолёт на… деревянных колёсах.
    Словом, если вы хоть немного увлекаетесь авиацией, не прийти сюда - это просто преступление.

    Доехать до музея можно трамваями: 4, 5, 9, 10, 15 или автобусом №124 до остановки "ul. Wieczysta" (можно выйти на следующей остановке - "AWF", но дорога от Weczysta более приятная). Выходите из трамвая, переходите на левую сторону улицы и идёте вперёд по направлению движения. Через несколько минут вы увидите интересный памятник польским лётчикам. От него идите по грунтовой дорожке вглубь лесопарка, затем по асфальтовой мимо самостийных садовых участков, и выйдете к музею.
    Работает музей всю неделю. Со вторника по пятницу с 9:00 до 16:00, в субботу с 10:00 до 15:00, в воскресенье - с 10:00 до 16:00. Билет стоит 5 zl, для детей - 3 zl. Билет на право фотосъёмки - 7 zl. В понедельник - вход бесплатный, но работает лишь экспозиция под открытым небом.
    В зимний период - осмотр по предварительной договорённости.
    Адрес: Muzeum Lotnictwa Polskiego, Krakow al. Jana Pawla II 39, тел. (0-12) 412-78-55.
    Страница в Интернете: http://www.muz-lotnictwa.krakow.pl (есть английская версия).

Ночной Краков

    Ещё лет пять назад путеводители сетовали на то, что в городе нет традиции ночной подсветки памятников. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась.
    Теперь в тёмное время суток в Старом городе трудно найти неосвещённое здание. Конечно, Кракову пока трудно сравниться с Москвой, однако умело поставленные многочисленные прожектора подсветки делают Краков и ночью интересным для осмотра; подчёркивая то, что было скрыто днём, и открывая в свете фонарей совсем иной, нежели днём город.
    На городских мостовых появляется всё больше вмонтированных подсвечивающих фонарей. Благодаря этим нехитрым приспособлениям порталы домов вечерами уже не выглядят тёмными и неприветливыми, а наоборот, предстают перед вами во всей таинственной красе.
    Если вы не слишком устали днём, не спешите возвращаться в гостиницу - пройдитесь по улицам вечернего Старого города. И вы откроете его для себя с новой стороны.

    Для тех, кто живёт недалеко от центра, и не связан с городским транспортом, в Старом городе до позднего вечера открыто множество кафе, ресторанов, клубов. Многие из них работают до самого утра. И, конечно, не проблема найти место, где можно просто перекусить ночью.
    Вообще, время работы питейных заведений часто зависит от количества посетителей. Так если слякотной весной какое-нибудь кафе может закрываться в 20:00, то тёплым летним вечером, когда в город приезжает множество туристов, до поздней ночи гуляющих по Старому городу, то же самое кафе может работать и до полуночи.

Внимание! Если вы живёте далеко от центра, то оправляясь на вечернюю прогулку, не забудьте посмотреть в расписании, когда уходит последний трамвай или автобус. Ибо к 23:00 городской транспорт заканчивает работу. Остаются лишь ночные автобусы, а из сеть весьма редкая, да и ходят они раз в час.

Версия для печати


Теоретическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Сэкономить :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы :: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Практическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню © 1997- 2002, Калашников Николай
list@krakow.ru
Последнее обновление: июль 2002
  www.krakow.ru
Сайт управляется системой uCoz