Городской транспорт
Городской транспорт
Оплата проезда
Билеты длительного пользования
Скидки
Контроль проезда
Такси
Когда пассажиров немного, в трамваях не все двери открываются
автоматически. Тогда для выхода или входа нажмите кнопку, находящуюся сбоку от
дверей. Не стоит дожидаться пока трамвай остановится, автоматика запомнит и нажатие
сделанное заблаговременно.
Интересный нюанс. Бывает так, что вы не успели добежать, трамвай
закрыл двери "перед вашим носом". Не отчаивайтесь - ещё не всё потеряно. Если
трамвай не отъехал от остановки, и кнопка открытия дверей ещё светится- скорее
нажимайте её. Обычно при этом двери снова открываются и вы можете зайти. Хороший
дополнительный шанс для отстающих.
Качество подвижного состава в Кракове вполне приличное. Как я уже сказал,
в 1999 году открылась сеть "быстрого трамвая" [шипки трамвай] (см. фото
справа). На этих линиях пущены новые вагоны улучшенной комфортности с мягкими
сиденьями.
В них есть даже автоматы по продаже билетов. А также два информационных
табло, на которых (зелёными буквами на чёрном фоне) пишется название следующей
остановки. Зимой эти вагоны хорошо обогреваются.
Единственный их недостаток - такие вагоны не очень-то рассчитаны
на большое количество стоящих пассажиров.
Для других маршрутов в последние годы в Нюрнберге (Германия), который является побратимом Кракова, стали закупаться вагоны, отслужившие там свой срок. Впрочем, это по немецким меркам они "отслужили", а по ходовым качествам - вполне пригодны для дальнейшего использования, да и ломаются реже, чем современные. У них есть лишь один недостаток - за закрытием дверей следит автоматика, которая иногда срабатывает неправильно; поэтому если в час пик на подножке кто-то стоит, то эти двери вообще не закрываются, и трамвай едет с открытыми дверьми.
Есть и ночные маршруты автобусов, но сеть их очень
редкая и ходят они раз в час.
При посадке в ночной автобус вы должны оплатить проезд у водителя
либо деньгами, либо билетами городского транспорта. Билет длительного пользования
также необходимо предъявить водителю.
Поздно вечером можно воспользоваться трамваями, которые идут в депо. У них вместо маршрута написано "Zajezdnia <название депо>" (например, "Zajezdnia Podgorze"). Они следуют до депо со всеми остановками, и если пункт вашего следования находится по дороге к депо - считайте, что вам повезло.
Если хотите быть вежливыми, знайте - в Польше, как
и в России, принято уступать места пожилым, инвалидам и просто красивым девушкам.
Кстати, если девушка в трамвае наступила Вам на ногу - это может быть намёк на
то, что она не прочь с вами познакомиться.
В заключение могу лишь добавить, что посадка официально разрешена
через любые двери (т.е. нет разделения на вход и выход).
Маршрутные такси (здесь их называют "Бус"
(BUS)) похожи на российские, только выпускает их, разумеется, не "Газ"
и не "ЗиЛ".
В отличие от наших, в Кракове маршрутки работают обычно на пригородных
трассах, а не заменяют плохо ходящий общественный транспорт. Другое отличие в
том, что стоит проезд не выше, а даже ниже, чем в автобусах и трамваях. Пусть
всего на 15%, но ниже, при чём на пригородных линиях!
Дело в том, что конкуренция заставила компании снизить цену с 2,50
zl, которая была ещё пару лет назад до 2,00 zl. (Возможно, цена снизилась бы ещё,
но 2,00 - уж очень удобная круглая цифра)
Рассчитана каждая маршрутка на 13 пассажиров. Платят за проезд обычно
при входе.
Обратите внимание на то, как открываются двери в краковских
маршрутках. У нас - есть две двери: одна - на место рядом с водителем, а другая
- в основной салон. Маршрутки в Кракове внешне выглядят аналогично, но на самом
деле вторая дверь выполняет декоративную функцию, а в салон проходят через переднюю.
Так что не пытайтесь дёргать за ручку второй двери - эта дверь никогда
не открывается.
Ещё одна приятная деталь - в маршрутках здесь можно стоять в полный
рост. Так что в отличие от "Газелей" и "Бычков" московских, вошедшему не нужно
прибираться через ряд чужих ног, показывая чудеса акробатики, когда водитель резко
начинает набирать скорость. Можно спокойно пройти на своё место никому не кланяясь.
Билет на 1 поездку купленный в киоске стоит 2,40 zl; приобретённый
у водителя - 2,90 zl.
(Все приведённые цены действуют с 2004 года. Для сравнения - в 2001-2003
году проезд стоил 2,20 zl, в 2000 - 2 zl, в 1999 - 1,50 zl, до 1998
- 1,20 zl.)
На каждое место багажа (размером более 20х40х60 см) необходим отдельный
билет. (Обратите внимание на то, что практически любой багаж туриста превышает
эти размеры.)
Обратите внимание на то, что билет
необходимо прокомпостировать сразу же после посадки, не дожидаясь, как у нас,
следующей остановки. (Об этом вас просят и надписи на билете, и в салоне, сделанные
в том числе на "формальном" русском).
Вставлять билет в компостер нужно строго по нарисованной на нем
стрелке (стрелкой вверх). На билете пробивается дата, время и номер маршрута.
В отличие от пражских компостеров, краковские срабатывают всегда, но билет с датой
пробитой "не в том месте" считается недействительным.
Билеты на автобусы-экспрессы (с номерами №200-299) стоят в полтора
раза дороже. Так что для них нужно компостировать один нормальный и один детский
билет.
Билеты на ночные автобусы стоят в 2 раза дороже (2 обычных билета).
Билеты длительного пользования
или Как сэкономить на транспорте
Приятный сюрприз для туриста: помимо обычных билетов существуют также несколько
видов специальных: билет на 1 час, на 1 день, 2 или 3 дня (к сожалению, с 2004
года нет больше билетов на 1 неделю).
Зачем они нужны? Если вы собираетесь ехать с пересадками - купите
билет на 1 час. Стоит он всего на 60 gr дороже, чем обычный, но по нему можно
ездить в течение часа с момента компостирования на любых маршрутах.
Если вы собираетесь много ездить в течение дня - купите билет "на
один день" (bilet dzienny [билет дженны]). Стоит он 10 zl, т.е. как
4 поездки, и действителен в течение всего дня в день компостирования. Кроме
того, в его стоимость включена оплата багажа (всего багажа, который у вас есть).
Так что даже доехав с чемоданом один раз от вокзала до гостиницы и обратно, вы
уже окупаете билет.
Билет на один день действителен только при наличии отметки компостера.
Это значит, что вы должны его прокомпостировать во время первой поездки.
Тем, кто собрался провести в городе несколько дней,
советую приобрести билеты на 48 или 72 часа (т.е. 2 или 3 дня). Стоят они соответственно
18 и 24 zl и действуют, как понятно из названия, в течение 48 или 72 часов. С
таким билетом вы можете ездить на любых трамваях и автобусах, включая экспрессы
и ночные, ничего не доплачивая. А кроме того, с ним вы так же можете не оплачивать
свой багаж.
При первой поездке Вы должны прокомпостировать билет, а затем просто
возить с собой.
Имеются также "семейные" билеты выходного
дня - на двух взрослых и двух детей. Один билет действителен два дня - с 8:30
в субботу до 21:00 в воскресенье. Стоит он всего 10 zl. Но на использующих его
накладывается ряд ограничений: "семейный" билет действителен только
если по нему проезжают двое или один взрослый, и обязательно один или двое детей.
Взрослые без детей, как и дети без взрослых проезжать по такому билету не имеют
право.
Кроме того, это именной билет - не забудьте вписать имя взрослого.
Что касается льгот и скидок, то воспользоваться ими могут только местные
школьники и студенты, а также всевозможные группы пенсионеров и инвалидов, при
предъявлении соответствующих документов. У вас, как у иностранного туриста, права
на скидки нет даже при наличии международной студенческой карточки ISIC. Единственные
льготы, под которые попадают иностранцы: дети до 4 лет и лица старше 72 лет (предъявив
любой документ с датой рождения) ездят бесплатно, а дети с 4 до 7 лет приобретают
льготный билет с 50% скидкой.
Вообще в Кракове действует интересная система скидок и проездных
билетов длительного пользования. Но для вас, как для туриста, она абсолютно бесполезна.
Кстати, в 1999 году транспортники решили отменить скидки для студентов (взамен им предлагался бесплатный ночной проезд). Но студенты - народ активный и организовать пикеты и митинги для них - это не проблема. Словом, транспортное руководство сначала пошло на уступки, а потом и вовсе вынуждено было отказаться от своих планов. Учащаяся молодёжь отстояла свои права.
Билеты на 1 поездку можно купить в любом газетном
киоске, даже если их нет на витрине. Скажите киоскеру: "Poprosze jeden bilet MPK"
[попрошэ едэн билет эм-пэ-ка]. Или можете просто показать киоскеру использованный
билет, и он даст вам такой же.
Билеты, как я уже писал, можно купить также у водителя, но уже на
50 грошей дороже. Прочие виды билетов покупаются в специализированных киосках
МПК (МРК).
В центре города один киоск МПК находится слева от железнодорожного
вокзала (если стоять спиной к зданию), на трамвайной остановке напротив отеля
"Europejski", а другой - на остановке на углу улиц Basztowa и Westerplatte
(из подземного перехода направо).
Есть киоск и возле самого вокзала (выход из подземного перехода,
направо, на углу), но там не продаются билеты длительного пользования.
Кроме того, по городу раскиданы пункты продажи билетов MPK.
Контролёров в последнее время заметно прибавилось. Если раньше об их существовании
я знал только по рассказам, то теперь и сам, наконец, начал сталкиваться с ними.
При чём появиться они могут в самое неожиданное время в самом неожиданном
сете. Например, поздно вечером, или даже в воскресенье утром.
Как ни странно, но почти всегда находится кто-то без
билета. Обычно это студенты, уверяющие, что забыли билет, или школьники с аналогичными
проблемами.
Если вы действительно забыли дома билет, то можно показать удостоверение
личности (пропуск, студенческий билет, школьную карту и т.п.), и вам выпишут квитанцию,
которую можно оплатить позже. В таком случае, забытый проездной билет нужно будет
принести в районное транспортное управление и оплатить только стоимость одного
проезда.
Когда у вас нет денег на штраф - вам тоже могут выписать квитанцию,
которую можно оплатить позднее.
Ещё раз хочу обратить внимание, что билет должен быть пробит сразу же после посадки; не дожидайтесь следующей остановки!
Для проездных билетов "на неделю" контролеры обычно не просят удостоверения личности, но всегда проверяют документы для льготных билетов (впрочем у вас, как у туристов, их и не может быть). Вам совсем не обязательно носить с собою паспорт (карманники в Кракове тоже существуют), можно ограничиться его ксерокопией.
Штраф за безбилетный проезд
составляет 96 zl (стоимость 40 поездок!) плюс стоимость проезда.
Но если вы платите его на месте, или даже в течение 7 дней - с вас
возьмут на 30% меньше - т.е. всего 70 zl. (на эту сумму можно купить билетов на
целую неделю). Вы, как иностранцы не проживающие в Польше обязаны платить штраф
на месте.
Кстати, штраф за неоплаченный багаж составляет всего 72 zl (или
53 zl с учётом "скидки")!
Наша отговорка типа "Не успел пробить, денег нет, а в милицию идти
не обязан" не пройдет.
При отказе платить здесь действует такая система: транспортное средство
останавливается, двери не открываются, и по радио вызывается полиция. Она приезжает
и забирает вас. И тогда придется платить не только штраф, но и дополнительно 360
zl за задержку транспорта и т.д., и т.п... Всего на сумму почти 500 zl!
Так рассказывали мне поляки, а наши "знающие" люди замечали,
что местные контролеры тоже люди, и могут удовлетвориться половиной суммы без
квитанции.
Но стоит ли экономить 24 zl в неделю (стоимость билета на 3 дня),
и ходить под страхом 72-злотового штрафа?
- Можно ли вообще не платить штраф,
- спросили как-то меня после внимательного изучения правил оплаты проезда?
Ещё раз отвечу, в правилах написано, что контроллёр может выписать
Вам квитанцию на оплату штрафа позднее. И если вы платите в течение 7 дней - то
сумма штрафа снижается на 30%, но можно и повременить с оплатой. Есть прецеденты,
когда люди не платят годами! Но вы, как иностранец, обязаны заплатить сразу.
В Кракове очень много такси. По мнению местных жителей даже больше, чем
нужно, ибо не существует какого-либо закона регламентирующего их численность.
С 2000 года проезд стоит 1,40 zl за километр днем (раньше - 1,00
zl), и в полтора раза больше с 22:00 до 6:00. При небольших расстояниях между
историческим центром и большинством гостиниц (окраины, думаю, вас не интересуют)
суммы получаются не такие уж и большие. Такси может отвезти вас даже за город,
но уже по цене в 2 раза больше днем, и в 3-4 раза ночью.
Пусть вас не пугает начальная сумма в 5 zl на счетчике - это не
плата за посадку, а минимальная оплата за проезд. Счетчик считает с нуля, но высвечивает
5 zl пока не насчитает больше.
Поскольку конкуренция высока, таксисты объединяются в компании,
которые направляют им заказы по радио из центральной диспетчерской.
Я советую всегда выбирать именно радиотакси - уровень комфорта в
них выше. В случае претензий вы всегда будете знать куда обратиться, да и сами
водители постараются, что бы поводов для этого не возникало. У каждой машины на
борту написано название компании, и телефон, по которому их можно заказать.
Впрочем, вам незачем искать такси на улице, т.к. всегда можно заказать
его по телефону 919 - это центральная диспетчерская, или по номерам типа 9626,
9625, 9622… Вы называете адрес где находитесь и свой номер телефона; вам сообщают
марку машины и через какое время она приедет (вечерами приходится ждать не более
5 минут).
Заказывать такси по телефону получается дешевле, т.к. оплата не
только берется от места посадки, но и еще от конечной суммы на счетчике вычитается
(а не прибавляется) 10%. Заказывая машину, вы не говорите куда вам ехать, адрес
называете непосредственно водителю. (Попросить заказать такси можно и администратора
вашей гостиницы, и официанта в ресторане.)
Можно заказать также специальную машину, например с большим багажником,
если у вас много вещей. (Можно попытаться попросить машину с водителем говорящем
по-русски, хотя вряд ли таковой найдётся.)
Обратите внимание, что в обычную легковую машину, рассчитанную
на 4 человека могут быть посажены только 4 человека! Таковы правила.
Хотя "если никто не видит" таксист может "в виде исключения" превысить
эту норму. Но обязательно предупредит Вас, что бы вы никому об этом не говорили.
А если вдруг переполненная машина будет проезжать мимо стоящих полицейских, то
кому-то придётся пригнуться, что бы издали не было заметно "перегрузки".
Расплачиваясь с водителем, не бойтесь давать крупные
купюры, он всегда даст вам сдачу, какой бы малой она ни была.
Чаевые таксистам в Кракове не дают.
< Главное меню | © 1997- 2002, Калашников Николай list@krakow.ru |
Последнее обновление: июнь 2002 Актуализация цен - январь 2004 |
www.krakow.ru |