Туристический маршрут

Величка. Ствол Даниловича

Шахтный ствол Даниловича (Szyb Danilowicza)

Шахтный ствол прорублен в 1635-1640 годах. Управляющим соляными копиями в то время был Миколай Данилович - отсюда и название ствола. Во времена разделов Польши, когда эта часть страны отошла к Австрии, шахтный ствол носил имя Рудольф, по имени сына австрийского императора Франца Иосифа I.

Изначально ствол служил для поднятия соли на поверхность, а позднее, с XIX века, стал выполнять коммуникационные функции для транспортировки работников управления и приезжающих сюда всё более многочисленных групп туристов. Надшахтное строение первоначально было деревянным, и в нём размещался конный привод для подъёмника. В 1874 году была установлена паровая машина, и возведена каменная постройка, существующая и по сей день. А после второй мировой войны установлен подъёмный механизм с электрическим приводом.

Шахтный ствол неоднократно перестраивался и углублялся. Сегодня он спускается до 4 уровня соляных копий. В нём есть 2 коридора: лестничный (для спуска) и лифтовой (для подъёма на поверхность).


БоноОколоствольный двор ствола Даниловича
(Podszybie Szybu Danilowicza)
на I уровне (Боно) на глубине 64 м

Месторождение соли в Величке сформировалось около 15 миллионов лет назад (в эпоху миоцена кайнозойской эры) в результате осаждения соли. Отложения подвергались перемещениям в процессе поднятия Карпат, в результате чего залежи состоят из двух частей: сверху - залежи в виде отдельных глыб, а под ними - три рудничных пласта. Добыча соли продолжалась непрерывно со второй половины XIII века.

Территория копий, включая район Сулкув (на востоке) и скважину Барыч (на западе) имеет длину 10 км (в направлении с востока на запад) и ширину от 0,5 до 1,5 километров (с севера на юг).

До того как были обнаружены месторождения, соль добывали путём вываривания её из соляных растворов из соляных источников выступающих на поверхность. Этот способ был известен ещё 3500 лет до нашей эры. По мере исчерпания наземных источников, люди стали искать соль под землёй. Пробивали шахтные колодцы, и натыкались на залежи каменной соли.


Камера Николая Коперника (Komora Mikoіaja Kopernika)

Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий).

Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.

"Кашт" или "костёр" - это шахтное крепление, поленица, сложенная из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры, опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копиях, прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает его и не даёт гнить.

Камера Николая Коперника в Величке


Часовня Св. Антония. Величка. Краков

Часовня Св. Антония (Kaplica Sw. Antoniego)

Часовня Св. Антония создана в конце XVII века. Это старейшая из сохранившихся подземных часовен, куда шахтёры приходили на церковную службу перед началом работы. Первая служба прошла здесь в 1698 году.

Часовня выдолблена в глыбе зелёной соли. Она сохранила форму святыни в стиле барокко. В алтарной части, нефе и притворе расположены соляные скульптуры и алтарь, почти разрушенные под воздействием влажного воздуха.

В нише главного алтаря находятся фигуры Распятого Христа, Божьей Матери с младенцем и Св. Антония. В боковых нишах - фигуры Св. Станислава из Щчепанова и Св. Клементия.

В алтарной части - скульптуры Августа II Саксонца, Распятого Христа, Богоматери, Св. Марии Магдалены, Св. Яна. В нефе - два боковых алтаря: Св. Петра из Алькантры и Св. Казимира. Притвор отделён от нефа порталом и балюстрадой. В нём находятся фигуры святых Франциска, Доминика, Петра и Павла, а также вырезанный из соли амвон.

Часовня Св. Антония. Величка. Краков


Камера Яновице (Komora Janowice)

Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом событии присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.

Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем как выйти замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.

Камера Яновице. Величка. Краков


Сгоревшая камера (Komora Spalona)

Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа.

Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива.

Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорает без взрыва.

В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.

Сгоревшая камера. Величка. Краков


Камера Селец (Komora Sielec)

Макет деревни эпохи неолита

Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня.

В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки.

Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах XVII века деревянные откаточные полозья (уложенные попарно толстые буковые доски). По таким полозьям откатывались наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые "псами". "Псы" применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли, кроме того, в ящиках транспортировалась мелкая соль.

Камера Селец. Соляной музей в Величке под Краковом
Камера Селец. Соляной музей в Величке под Краковом

Макет деревни эпохи неолита

Макет представляет солеварню эпохи неолита на фоне культурного пейзажа того времени.
Открытие этой солеварни - попытка ответить на вопросы, задаваемые туристами осматривающими шахту, о начале солеварения. Попытка показать, как люди производили соль в течение тысячелетий до открытия залежей каменной соли.
Археологические исследования установили, что начало добычи соли относится к эпохе неолита. Её производством занимались племена лендзельской культуры ещё за 3,5 тысяч лет до нашей эры, используя соляные источники, находящиеся в околицах Велички. Процесс солеварения начинался с выдалбливания в земле прямоугольных отстойников рассола. Оттуда им наполняли большие глиняные посудины. Затем рассол нагревали, ставя посудину на огонь. Выпаренный тягучий рассол заливался в небольшие чашеобразные посудины - "брикетары", в которых соль кристаллизовалась.
Экспозиция составлена на основе экспериментальных исследований под руководством и благодаря консультациям доктора Павла Вальде-Новака из Института археологии и этнологии Польской академии наук.


Камера Казимира Великого. Соляной музей в Величке под Краковом

Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)

Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого - выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством.

В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, вырезанный в соли скульптором Владиславом Хапкой.

Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние.

Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство - "куншт"; расположенное в надшахтной части оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное).

Органную крепь в камере составляют установленные друг возле друга деревянные стояки, предохраняющие бока и кровлю от разрушительного воздействия горного массива. В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.

Камера Казимира Великого. Соляной музей в Величке под Краковом


Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)

Камера Пескова Скала. Соляной музей в Величке под КраковомЭто одна из прекраснейших камер соляных копий в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли.

По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.

В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли.

В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности выработанных пустот. Для поддержки опадающих стен в горный массив вводятся многометровые прутья (анкера) сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые смоляным клеем или цементным раствором они надёжно закрепляют стены и кровлю выработки.

Камера Пескова Скала. Соляной музей в Величке под Краковом
Камера Пескова Скала. Соляной музей в Величке под Краковом


Продольный штрек Кунегунда (Poprzecznia Kunegunda)
на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на глубине 90 метров.

Самой большой опасностью для соляных копий на протяжении столетий были престные поверхностные воды и воды стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копи, они растворяли и выщелачивали соль. Крупнейшие катастрофы, связанные с действием воды, произошли во второй половине XIX века в поперечном штреке Клёски и в штреке Коллоредо.

В 1992 году в горизонтали Мина на IV уровне (на глубине около 175 метров) случилась катастрофическая для копий и всего города протечка воды. Вода прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту.

Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах. Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях.

В камере стоят также два гнома, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.


Околоствольный двор Кунегунда (Podszybie Kunegunda)

Околоствольный двор шурфа Кунегунда, соединяющий камеры Казимира Великого со II верхним уровнем (продольным штреком Кунегунда) возник в 1829 году. По этому шурфу транспортировали добытую соль из камер расположенных на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на I уровень (Боно).

В глубине выработки видны многочисленные примеры вторичной кристаллизации соли. Это явление возникает в результате выпадения в осадок соединений соли из водных растворов горного массива. Они приобретают различную форму и окраску, в зависимости от конкретных условий (сталактиты, сталагмиты).

Гномы радуют самых маленьких туристов. Добрые гномы живущие под землёй охраняют соляное сокровище и помогают шахтёрам в работе. Фигурки гномиков изваял в 60-х годах XX века шахтёр Стефан Козик. Соляные человечки напоминают старинных шахтёров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.

Околоствольный двор Кунегунда. Соляные копи в Величке


Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza)

Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли.

Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы ("клапца"), и последующим отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев.

В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы.

Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной.
Предметы, находящиеся здесь, были принесены из другой часовни на I уровне.

Частовня Святого Креста. Соляные копи в Величке


Часовня Св. Кинги. Соляные копии в Величке

Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)

Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Её размеры просто впечатляют: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама камера расположена на глубине 101 метр.

Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса.

В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил Часовня Св. Кинги. Соляные копии в Величкемладший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев, и трёх образов Марии в часовне Воскрешения.

В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.
Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов, и пол, выполненный из цельного куска соли.
Эта часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии Св. Кинги. Здесь проводятся литургии в дни именин Св. Кинги (14 июля) и Св. Барбары (4 декабря), а также литургии по случаю знаменательных событий.

В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римскому Папе, поляку Иоанну Павлу II.
Этот памятник был поставлен в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги, которую совершил Иоанн Павел II во время последнего паломничества на Родину.
Автором проекта памятника был профессор Чеслав Дживгай, а изваял соляного Римского Папу горный скульптор Станислав Аниол.

Часовня Св. Кинги. Соляные копии в Величке
Часовня Св. Кинги. Соляные копии в Величке


Камера Эразма Баронча. Соляные копии в Величке

Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)

Эта камера интересна с точки зрения строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча - директора соляных копий в 1917-1918 годах.

Естественным способом обеспечения безопасности выработок была установка пристенных или отдельностоящих (центральны) соляных колонн.

В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды.

В настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности) и лечебные соли; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров.

Под самым потолком по периметру камеры проходит галерея, служащая для контроля технического состояния откосов и кровли.


Камера Михаловице (Komora Michalowice)
на II нижнем уровне (Адама Мицкевича) на глубине 110 метров

Камера осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня. В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками ("кругляками"). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию. Между ними расположена деревянная лестница - уникальное произведение горных плотников. В начале XX века дополнительно сооружена стена из соляных кусков и бетонно-кирпичное крепление поперечного штрека Рараньча. В нижней части камеры находится подиум для оркестра и памятник шахтёру, вырезанный в соли Мечиславом Клюзкой.

Соляные копии в Величке


Камера Дроздовице (Komora Drozdowice)

После 10-летнего перерыва камера Дроздовице была включена в туристический маршрут. Эксплуатация этой выработки велась на рубеже XVII и XVIII столетий. На её откосах остались многочисленные следы ручной добычи соли со стен и с пола при помощи клиньев. Сооружённая в начале XX века двухъярусная деревянная конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность камеры, но и украшает её. Безопасность обеспечивают также соляные колоны и укрепления из брёвен ("костры"). На одном из таких костров установлены таблички с текстами старинных шахтёрских песен. А на стене находится мраморная мемориальная доска в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета.
Она напоминает о связях этого учебного заведения и соляных копий, ибо академия содержалась на доходы от производства соли. "В этой камере, - писал Альфонс Длугош, - шахтёры Велички давали в 1912 году банкет для профессоров Ягеллонского Университета по случаю 550-летия со дня основания старейшего польского учебного заведения. Это было возданием почестей польской науке". В центральной части камеры стоит памятник горным плотникам, вырезанный из соли Антонием Выродком.
Ремонтные работы в ансамбле камер Дроздовице начались в конце 80-х годов XX века. В работах по обеспечению безопасности были применены:

  • анкерная методика (введены анкеры общей длиной 12 км);
  • восстановление деревянных каркасов (заменено 40% элементов деревянных столетних каркасов);
  • поддержка кровли деревянными распорками;
  • реставрация костровой крепи (в северной выемке поставлена костровая крепь общим объёмом 120 кубометров).

Соляные копии в Величке


Соляные копии в Величке

Камера Веймар (Komora Weimar)

Выработка начала XX века является примером механического метода разработки месторождения. Видимое под самыми сводами отверстие является фрагментом вентиляционной тяги.

В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором образующим подземное озеро.

Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности. Поэтому соляная шахта работает также как санаторий. На V уровне действует аллергологический санаторий. Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания верхних дыхательных путей.

Соляные копии в Величке


Камера Юзефа Пилсудского. Соляные копии в Величке

Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)

Камера возникла в начале XIX столетия; она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века.

Камера носит имя легендарного польского полководца Юзефа Пилсудского, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году.

Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором, и на плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками.

На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.

Камера Юзефа Пилсудского. Соляные копии в Величке


Перекресток продольного штрека Казанув и поперечного штрека Понятовский
(Skrzyzowanie Podluzni Kazanow z Poprzecznia Poniatowski)
между II нижним уровнем и III уровнем (Казанув) на глубине 125 метров

После того, как соляные копи перешли в австрийское владение (в 1772 году), новые власти ввели систематический метод добычи соли. Этот метод был основан на том, что проходы выдалбливались в соответствии с расположением соляных пластов. Проходы шедшие с востока на запад (вдоль месторождения) назвали продольными штреками, а проходы с севера на юг (поперек месторождения) - поперечными.

В 70-х годах XIX века началась механизированная разработка месторождения с использованием пороха. Для просверливания взрывных отверстий вначале использовались ручные дрели, которые впоследствии были заменены пневматическими и электрическими.

Вырубка традиционно велась вручную или механически, с использованием "врубных машин" (сначала ручных, а затем механических). Разработка велась двумя способами: взрывом и взрывом с вырубкой. Затем соль загружалась в ящики и вагонетки, а большие куски перевозились на платформах. Дерево транспортировалось также на специальных платформах.


Соляные копии в Величке

Камера Станислава Сташица (Komora Stanisіawa Staszica)

Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части - 36 м). Впечатляют правильные формы камеры; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом).

Установленный здесь памятник - произведение Антония Выродка (1964 г), надпись на нём гласит: "Станислав Сташиц (1755-1826), выдающийся геолог-природовед, пионер горной промышленности в Польше. Величка, 4 XII 1964 г."

В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшимся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили, в том числе в концлагере в Белжеце.

Соляные копии в Величке


Хранитель сокровища (Skarbnik)

На образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский месте, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева.

Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копий. Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.

Хранитель сокровищ. Подземный соляной музей в Величке


Камера Витольда Будрыка (Komora Witolda Budryka)

Камера названа в честь Витольда Будрыка (1891-1958), профессора Горно-металлургической академии в Кракове, специалиста в области вентиляции и противопожарной безопасности соляных копий.

Она возникла во времена, когда эта часть Польши была в руках австрийцев. Камера вырублена в пластовой спизовой соли методом ручного вруба и взрыва. Укреплена деревянной костровой и "органной" крепью.

В камере находится ресторан, в котором туристы могут отдохнуть и подкрепиться.

Рядом находится почтовое отделение, откуда можно послать письмо с памятным штемпелем, подтверждающим пребывание в соляной шахте, и пункт продажи печатных изданий.

Подземный соляной музей в Величке


Камера Варшава (Komora Warszawa)

Выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. На стенах сохранились вырезанные в соли даты: 1818 и 1821 - время возникновения камеры. Это достаточно большая выработка (длина - 54 м, ширина - 17 м, высота - 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал.

В камере располагается концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копий) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы. К услугам туристов - подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм "Солённый вкус шахты".

Камеру украшает памятник горнякам, вырезанный из соли шахтёром Стефаном Козиком в 1961 году.

В этой камере в 1951 году проф. Альфонс Длугош, при помощи шахтёров которые отыскивали в шахтных выработках древнее оборудование и предметы, устроил выставку старинного оснащения копий.

Кмаера Варшава. Подземный соляной музей в Величке


Камера Висла (Komora Wisla)

Камера возникла в результате расширения в 1959-66 годах продольного штрека Висла. Вырезанные на стенах прохода даты - 1819, 1820 - время её возникновения и этапы шахтёрских работ.

Камера выдолблена в пласте спизовой соли. С 60-х годов XX века она становится местом отдыха для туристов.

Здесь находится киоск, в котором можно купить сувениры и продукты.

Камера Висла. Подземный соляной музей в Величке


Наклонный штрек Принзингер (Pochylnia Prinzinger)
к III уровню (Юлиуша Словацкого) на глубине 135 метров

Наклонный штрек с лестницей соединяет продольный штрек Висла между II нижним уровнем и III уровнем Казанув, с продольным штреком Антония на III уровне. Возник в конце XIX века. Лестница построена во время второй мировой войны. У выхода на III уровень находится мемориальная доска в честь перенесения праха Юлиуша Словацкого на Вавель, и присвоения III уровню имени поэта.

Подземный соляной музей в Величке
Подземный соляной музей в Величке


Камера Яна Халюшки (Komora Jana Haluszki)

Образовалась в XIX столетии в глыбе зелёной соли. В ней ещё остались следы горных работ. Камеры имеет интересную ладьеобразную форму. Носит имя Яна Халушки - советника и шахтного старосты велицких соляных копий в период австрийского правления. Эта камера закрыта для туристов. В ней организовываются концерты и торжественные встречи. Гостями камеры были: президент США Джорж Буш, президенты Польши Лех Валенса и Александр Квасьневский, примас Юзеф Глемпа, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана, и многие другие.

Подземный соляной музей в Величке
Подземный соляной музей в Величке
Подземный соляной музей в Величке


Камера Изабелла (Komora Izabela)

Камера находится в центральной части месторождения. Это единственная камеры на туристическом маршруте, выдолбленная в шибиковой соли пласта месторождения. Имеет интересное геологическое строение. На её стенах хорошо просматривается расположение пласта по нисходящей в южном направлении, что подтверждает теорию о влиянии процесса образования горного массива Карпат на месторождение соли.

Камера выдолблена вручную, при помощью клиньев, во второй половине XIX века. В ней устраиваются различные выставки.


Подземный соляной музей в Величке


Подземный соляной музей в ВеличкеОколоствольный двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza)
на III уровне (Юлиуша Словацкого) на глубине 135 метров

Это последняя выработка на туристическом маршруте соляной шахты. Отсюда туристы поднимаются на поверхность в четырёхэтажном лифте (в каждой кабине помещается 9 человек). Скорость подъёма лифта - 4 метра в секунду.

Околоствольный двор украшает современная, написанная маслом картина, изображающая Святую Кингу, художника Пётра Москаля. Шахтёры помещали образы святых в околоствольных дворах - здесь они молились перед началом и после окончания работы.

Эти образы (как и часовни) являются свидетельством набожности велицких шахтёров, как и их приветствие "Szczesc Boze" ("Бог в помощь"), которое звучало в лифте при спуске в шахту, при каждой встречи и прощании.

Подземный соляной музей в Величке

Вернуться к Величке


Практическая часть: Вступление :: Почему Краков :: Пока вы дома  :: Виза :: Гостиницы :: Дорога :: Только приехали :: Детали :: Транспорт :: На автомобиле :: Общение :: Питание :: Развлечения :: Магазины; Туристическая часть: История :: Музеи :: Костелы :: Туринфо :: Обзорная экскурсия :: Вавель :: Планты :: Подгуже :: Казимеж :: Нова Хута :: От вокзала :: Стоит посмотреть; Окрестности города: Величка :: Закопане

< Главное меню rus@rus.krakow.pl Первая версия - декабрь 2002
  www.krakow.ru
Сайт управляется системой uCoz