Туристический маршрут
Шахтный ствол Даниловича (Szyb Danilowicza)Шахтный ствол прорублен в 1635-1640 годах. Управляющим соляными копиями в то время был Миколай Данилович - отсюда и название ствола. Во времена разделов Польши, когда эта часть страны отошла к Австрии, шахтный ствол носил имя Рудольф, по имени сына австрийского императора Франца Иосифа I. Изначально ствол служил для поднятия соли на поверхность, а позднее, с XIX века, стал выполнять коммуникационные функции для транспортировки работников управления и приезжающих сюда всё более многочисленных групп туристов. Надшахтное строение первоначально было деревянным, и в нём размещался конный привод для подъёмника. В 1874 году была установлена паровая машина, и возведена каменная постройка, существующая и по сей день. А после второй мировой войны установлен подъёмный механизм с электрическим приводом. Шахтный ствол неоднократно перестраивался и углублялся. Сегодня он спускается до 4 уровня соляных копий. В нём есть 2 коридора: лестничный (для спуска) и лифтовой (для подъёма на поверхность). |
Околоствольный
двор ствола Даниловича
|
Камера Николая Коперника (Komora Mikoіaja Kopernika)Эта камера возникла к 1785 году, в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли в шахте Александровице с нижних уровней на первый (самый высокий). Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома. "Кашт" или "костёр" - это шахтное крепление, поленица, сложенная
из деревянных брёвен, которая служит для поддержки кровли выработанной камеры,
опускающейся под давлением горных пород. Дерево, используемое в соляных копиях,
прежде всего в строительных целях, является незаменимым материалом; соль пропитывает
его и не даёт гнить.
|
Часовня Св. Антония (Kaplica Sw. Antoniego)Часовня Св. Антония создана в конце XVII века. Это старейшая из сохранившихся подземных часовен, куда шахтёры приходили на церковную службу перед началом работы. Первая служба прошла здесь в 1698 году. Часовня выдолблена в глыбе зелёной соли. Она сохранила форму святыни в стиле барокко. В алтарной части, нефе и притворе расположены соляные скульптуры и алтарь, почти разрушенные под воздействием влажного воздуха. В нише главного алтаря находятся фигуры Распятого Христа, Божьей Матери с младенцем и Св. Антония. В боковых нишах - фигуры Св. Станислава из Щчепанова и Св. Клементия. В алтарной части - скульптуры Августа II Саксонца, Распятого
Христа, Богоматери, Св. Марии Магдалены, Св. Яна. В нефе - два боковых алтаря:
Св. Петра из Алькантры и Св. Казимира. Притвор отделён от нефа порталом и балюстрадой.
В нём находятся фигуры святых Франциска, Доминика, Петра и Павла, а также вырезанный
из соли амвон.
|
Камера Яновице (Komora Janowice)Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом событии присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль. Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во
времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены
Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем как выйти
замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо
чудесным образом, вместе с залежами соли, принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая
шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне
находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей
шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована),
а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.
|
Сгоревшая камера (Komora Spalona)Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа. Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива. Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорает без взрыва. В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы
удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне
светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной
концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные
горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они
ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные
шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав
Клюзек.
|
Камера Селец (Komora Sielec)Макет деревни эпохи неолитаКамера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня. В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки. Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах XVII века деревянные откаточные полозья (уложенные попарно толстые буковые доски). По таким полозьям откатывались наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые "псами". "Псы" применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли, кроме того, в ящиках транспортировалась мелкая соль.
Макет деревни эпохи неолитаМакет представляет солеварню эпохи неолита на фоне культурного
пейзажа того времени. |
Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого - выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, вырезанный в соли скульптором Владиславом Хапкой. Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние. Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство - "куншт"; расположенное в надшахтной части оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное). Органную крепь в камере составляют установленные друг возле друга деревянные
стояки, предохраняющие бока и кровлю от разрушительного воздействия горного массива.
В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.
|
Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)Это одна из прекраснейших камер соляных копий в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние. В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли. В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности
выработанных пустот. Для поддержки опадающих стен в горный массив вводятся многометровые
прутья (анкера) сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые
смоляным клеем или цементным раствором они надёжно закрепляют стены и кровлю выработки.
|
Продольный штрек Кунегунда (Poprzecznia Kunegunda)
|
Околоствольный двор Кунегунда (Podszybie Kunegunda)Околоствольный двор шурфа Кунегунда, соединяющий камеры Казимира Великого со II верхним уровнем (продольным штреком Кунегунда) возник в 1829 году. По этому шурфу транспортировали добытую соль из камер расположенных на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на I уровень (Боно). В глубине выработки видны многочисленные примеры вторичной кристаллизации соли. Это явление возникает в результате выпадения в осадок соединений соли из водных растворов горного массива. Они приобретают различную форму и окраску, в зависимости от конкретных условий (сталактиты, сталагмиты). Гномы радуют самых маленьких туристов. Добрые гномы живущие
под землёй охраняют соляное сокровище и помогают шахтёрам в работе. Фигурки гномиков
изваял в 60-х годах XX века шахтёр Стефан Козик. Соляные человечки напоминают
старинных шахтёров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.
|
Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza)Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли. Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы ("клапца"), и последующим отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев. В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы. Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной.
|
Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Её размеры просто впечатляют: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама камера расположена на глубине 101 метр. Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса. В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил младший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев, и трёх образов Марии в часовне Воскрешения. В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер
часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в
храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий. В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римскому
Папе, поляку Иоанну Павлу II.
|
Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)Эта камера интересна с точки зрения строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча - директора соляных копий в 1917-1918 годах. Естественным способом обеспечения безопасности выработок была установка пристенных или отдельностоящих (центральны) соляных колонн. В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды. В настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности) и лечебные соли; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров. Под самым потолком по периметру камеры проходит галерея, служащая для контроля технического состояния откосов и кровли. |
Камера Михаловице (Komora Michalowice)
|
Камера Дроздовице (Komora Drozdowice)После 10-летнего перерыва камера Дроздовице была включена в
туристический маршрут. Эксплуатация этой выработки велась на рубеже XVII и XVIII
столетий. На её откосах остались многочисленные следы ручной добычи соли со стен
и с пола при помощи клиньев. Сооружённая в начале XX века двухъярусная деревянная
конструкция, соединяемая площадками и галереями, не только обеспечивает безопасность
камеры, но и украшает её. Безопасность обеспечивают также соляные колоны и укрепления
из брёвен ("костры"). На одном из таких костров установлены таблички с текстами
старинных шахтёрских песен. А на стене находится мраморная мемориальная доска
в честь 500-летней годовщины реставрации Ягеллонского Университета.
|
Камера Веймар (Komora Weimar)Выработка начала XX века является примером механического метода разработки месторождения. Видимое под самыми сводами отверстие является фрагментом вентиляционной тяги. В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором образующим подземное озеро. Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное
воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов
(бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности. Поэтому соляная шахта
работает также как санаторий. На V уровне действует аллергологический санаторий.
Вдыхая воздух богатый хлоридами натрия, кальция и магния, курортники лечат заболевания
верхних дыхательных путей.
|
Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)Камера возникла в начале XIX столетия; она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века. Камера носит имя легендарного польского полководца Юзефа Пилсудского, создателя Легионов, Начальника Государства, Маршала Польши. Памятник изваял из соли Станислав Аниол в 1997 году. Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором, и на плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками. На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука,
покровителя тонущих.
|
Перекресток продольного штрека Казанув и поперечного штрека Понятовский
|
Камера Станислава Сташица (Komora Stanisіawa Staszica)Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части - 36 м). Впечатляют правильные формы камеры; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом). Установленный здесь памятник - произведение Антония Выродка (1964 г), надпись на нём гласит: "Станислав Сташиц (1755-1826), выдающийся геолог-природовед, пионер горной промышленности в Польше. Величка, 4 XII 1964 г." В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшимся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили, в том числе в концлагере в Белжеце.
|
Хранитель сокровища (Skarbnik)На образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский месте, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копий.
Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная
композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся
штрек.
|
Камера Витольда Будрыка (Komora Witolda Budryka)Камера названа в честь Витольда Будрыка (1891-1958), профессора Горно-металлургической академии в Кракове, специалиста в области вентиляции и противопожарной безопасности соляных копий. Она возникла во времена, когда эта часть Польши была в руках австрийцев. Камера вырублена в пластовой спизовой соли методом ручного вруба и взрыва. Укреплена деревянной костровой и "органной" крепью. В камере находится ресторан, в котором туристы могут отдохнуть и подкрепиться. Рядом находится почтовое отделение, откуда можно послать письмо
с памятным штемпелем, подтверждающим пребывание в соляной шахте, и пункт продажи
печатных изданий.
|
Камера Варшава (Komora Warszawa)Выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. На стенах сохранились вырезанные в соли даты: 1818 и 1821 - время возникновения камеры. Это достаточно большая выработка (длина - 54 м, ширина - 17 м, высота - 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал. В камере располагается концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копий) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы. К услугам туристов - подземный кинозал, в котором демонстрируется фильм "Солённый вкус шахты". Камеру украшает памятник горнякам, вырезанный из соли шахтёром Стефаном Козиком в 1961 году. В этой камере в 1951 году проф. Альфонс Длугош, при помощи
шахтёров которые отыскивали в шахтных выработках древнее оборудование и предметы,
устроил выставку старинного оснащения копий.
|
Камера Висла (Komora Wisla)Камера возникла в результате расширения в 1959-66 годах продольного штрека Висла. Вырезанные на стенах прохода даты - 1819, 1820 - время её возникновения и этапы шахтёрских работ. Камера выдолблена в пласте спизовой соли. С 60-х годов XX века она становится местом отдыха для туристов. Здесь находится киоск, в котором можно купить сувениры и продукты.
|
Наклонный штрек Принзингер (Pochylnia Prinzinger)
|
Камера Яна Халюшки (Komora Jana Haluszki)Образовалась в XIX столетии в глыбе зелёной соли. В ней ещё
остались следы горных работ. Камеры имеет интересную ладьеобразную форму. Носит
имя Яна Халушки - советника и шахтного старосты велицких соляных копий в период
австрийского правления. Эта камера закрыта для туристов. В ней организовываются
концерты и торжественные встречи. Гостями камеры были: президент США Джорж Буш,
президенты Польши Лех Валенса и Александр Квасьневский, примас Юзеф Глемпа, генеральный
секретарь НАТО Хавьер Солана, и многие другие.
|
Камера Изабелла (Komora Izabela)Камера находится в центральной части месторождения. Это единственная камеры на туристическом маршруте, выдолбленная в шибиковой соли пласта месторождения. Имеет интересное геологическое строение. На её стенах хорошо просматривается расположение пласта по нисходящей в южном направлении, что подтверждает теорию о влиянии процесса образования горного массива Карпат на месторождение соли. Камера выдолблена вручную, при помощью клиньев, во второй половине
XIX века. В ней устраиваются различные выставки.
|
Околоствольный
двор Даниловича (Podszybie Szybu Danilowicza)
|
< Главное меню | rus@rus.krakow.pl | Первая версия - декабрь 2002 |
www.krakow.ru |